Эколог объяснил, что происходит в Норильске: главное – успевать откачивать солярку с поверхности

С катастрофой борются морские спасатели

Сотрудники Морской спасательной службы проводят работы по ликвидации нефтяного пятна в устье реки Амбарная. Фото РИА Новости
Сотрудники Морской спасательной службы проводят работы по ликвидации нефтяного пятна в устье реки Амбарная. Фото РИА Новости
Морская спасательная служба. Фото morspas.com
Морская спасательная служба. Фото morspas.com
Морская спасательная служба. Фото morspas.com
Морская спасательная служба. Фото morspas.com
Морская спасательная служба. Фото morspas.com
Морская спасательная служба. Фото morspas.com

Алексей Книжников, руководитель программы по экологической ответственности бизнеса WWF России, по просьбе Metro рассказал, как развивается ситуация с разливом топлива в Норильске.

"Речь идёт о том, что в эти выходные резервуар, в котором хранится резервное топливо для электростали, которая работает на комбинат Норильского никеля, произошёл залповый прорыв и пролив всего содержимого – 20 тысяч тонн топлива. Это очень большой объём, и когда такой залповый разлив происходит, с ним очень трудно бороться.  Это не то что понемножку протекало бы и можно было бы постепенно убирать. И вот всё это колоссальное количество топлива попало сначала в ручей, потом по дошло до речки Амбарной.
Морская спасательная служба.

Морская спасательная служба.

morspas.com

Фото:

Сегодня Путин объявил это происшествие ЧС федерального масштаба. Привлёк внимание всех, всё закрутилось, все министерства забегали. А мы знали с воскресенья, что дело серьёзное, и хуже с воскресенья не стало, может даже стало лучше. Но вот вопрос: почему в воскресенье те, кто уполномочен информировать руководство страны, этого не сделали, и только сегодня дело дошло до объявления такого статуса?
Потому что при любой аварии и чрезвычайной ситуации сроки имеют первостепенное значение для эффективности ликвидации последствий. Чем быстрее будут оценены масштабы аварии, тем эффективнее мы сможем бороться с её последствиями. Так вот мы потеряли уже много дней.
За эти дни при участии разных организаций, включая нас, удалось добиться прибытия к месту происшествия Морской спасательной службы, системы Минтранса, которая по мандату работает над ликвидацией разливов на морях. Но, учитывая масштаб действия руководство службы приняло решение направить свои силы и средства в Норильск.
Они прибыли уже к утру понедельника и начали работу: развернули оборудование, разместили так называемые боны, которые перегораживают эту речку, по которой движется пятно, и начинают улавливать это загрязнение и собирать его. Сейчас трудно сказать, какую часть топлива получается собрать, а какая всё равно дальше движется, но пока мы видим, что большую часть топлива удалось перехватить на реке, и это очень важно, потому что нельзя, чтобы оно дальше распространялось беспрепятственно в озеро Пясино. Сейчас заграждения стоят в 5-6 километрах от него.
Сотрудники Морской спасательной службы проводят работы по ликвидации нефтяного пятна в устье реки Амбарная.

Сотрудники Морской спасательной службы проводят работы по ликвидации нефтяного пятна в устье реки Амбарная.

РИА Новости

Фото:

Эти боны – это такие канаты с юбкой, которые протягиваются с одного берега реки на другой. Пятно нефти плывёт по поверхности воды, утыкается в этот бон и тормозится. Спасатели установили их под углом, и поэтому, когда пятно упирается в бон, оно течением сдвигается в одну сторону, к одному берегу – как бы в карман. И главная задача спасателей сейчас – успевать откачивать специальными насосами эту жидкость с поверхности.
И тут – главная проблема: не хватает насосов и ёмкостей, куда этот нефтепродукт откачивать. Ёмкости – это что-то типа разборных плавательных бассейнов, которые у нас сейчас всё чаще ставят на дачных участках. И ещё – сейчас решается вопрос, как организовать временное хранение для это откачанной жидкости. Там же тундра, туда ничего нельзя доставить, только по воздуху.
Так что боны-то поставили, а успеют ли откачать – неизвестно. А если не успеют – то будет перехлёст. Но раз президент сейчас объявил ЧС, значит, все министерства будут обязаны оказывать содействие: сейчас найдутся и самолёты, и оборудование, и всё будет доставлено. Так что, думаю, завтра ситуация уже улучшится.
 
Что касается топлива – это солярка. Она, с одной стороны, хуже сырой нефти, потому что в ней больше токсичных канцерогенных веществ типа бензола и так далее, поэтому она более губительное оказывает влияние на живые организмы, на тех же рыб. Но зато, в отличие от сырой нефти, дизельное топливо быстрее испаряется. И большая часть топлива, которое сейчас на воде, и которое спасатели не смогут собрать в ближайшие 5-10 дней – испарится. С этой точки зрения длительного нахождения нефтепродукта на воде мы не ожидаем. Но та часть, которая растворится, – она будет очень небольшая, буквально несколько процентов, но очень вредная с точки зрения влияния на здоровье водных организмов.
Угроз для населения в этой зоне мы точно не видим – водоснабжение из этих водных объектов не берётся.
Морская спасательная служба.

Морская спасательная служба.

morspas.com

Фото:

Ущерб, нанесённый экологии предстоит оценить специалистам Росприроднадзора. Думаю, это, конечно, внушительные будут суммы. Например, общий ущерб от разлива танкера у берегов Сахалина составил полмиллиарда рублей, а там разлилось всего 300 тонн.
На этом озере всегда была очень хорошая рыбалка, но в последние годы, из-за того что оно уже было загрязнено, все это сошло практически на нет, так что, этот разлив только добавит негативного воздействия на обитателей озера и реки. И как бы он не добил остатки того живого, что там есть. Пока на озере, как нам сообщают, пятна очень небольшие, диаметром до 100 метров".
Показать комментарии