Новости

Эксперты обсудили возможные варианты и последствия запрета телефонов в школах

Роспотребнадзор до 1 сентября должен разработать предложения по запрету использования телефонов учениками в школе. Metro узнало у экспертов, что они об этом думают
Эксперты обсудили возможные варианты и последствия запрета телефонов в школах
Эксперты обсудили возможные варианты и последствия запрета телефонов в школах
О запрете использования мобильных телефонов говорят давно, некоторые школы уже ведут собственную борьбу, которую часто не поддерживают родители учеников. Фото pixabay.com

О запрете использования мобильных телефонов говорят давно, некоторые школы уже ведут собственную борьбу, которую часто не поддерживают родители учеников, ведь для них  быть на связи необходимо для безопасности детей.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко поддерживает инициативу Роспотребнадзора. По ее мнению, нужно вообще "запретить детям приносить телефоны в школу, поскольку там нет помещений для хранения, а директора школ не захотят брать на себя такую ответсвенность".

- Запрет совсем приносить телефоны в школы - недопустим, и это точно вызовет серьезное сопротивление со стороны родителей, - уверена Ирина Волынец, председатель Национального родительского комитета. - Оптимальный вариант, на мой взгляд,  чтобы дети на время урока сдавали телефоны учителю, например, в специальный ящик или коробку.

По мнению Ирины Волынец, вариант, чтобы телефоны забирали у учеников при входе в школу, сложен с технической точки зрения. Ведь это будет приводить к очередям на входе, психологической нагрузке на всех, затратам времени и сил.

- Нужно избежать, чтобы, к примеру, детей проверяли металлоискателями и отбирали телефоны насильно или, чтобы учителя обыскивали детей, - говорит эксперт. – И уж, конечно, учитель не должен нести ответственность за сохранность и состояние телефонов. Учителям итак достается, они всегда остаются крайними, а сейчас, когда образование стало услугой, за учителями еще и закрепилось понятие - "обслуживающий персонал в сфере оказания образовательных услуг".

Противники запретов на телефоны в школах, ссылаются еще и на то, что ученики могут на телефоны снять ненадлежащее поведение учителя. Оставлять телефоны ученикам только для того, чтобы они могли в случае чего заснять разъяренного учителя – это путь в никуда, считает председатель Национального родительского комитета.

- Раньше, когда не было мобильных телефонов, преподавателей, которые не соответствовали критериям занимаемой должности, так же отстраняли из-за жалоб детей, родителей. Сейчас же особенно старшеклассники часто намеренно провоцируют учителя, выводя его из себя долго и злонамеренно, чтобы потом снять видео, а за кадром остается все остальное, - говорит Ирина Волынец. - Урок – это не место для мобильного телефона. А если учебный процесс предусматривает поиск дополнительной информации в интернете, то это нужно оговаривать отдельно вначале урока, что сегодня можно будет воспользоваться мобильными телефонами. Но возникает другая проблема, такой подход предполагает, что у всех учеников должны быть смартфоны. Это не всегда так, а значит, школа должна обеспечивать учеников подобными пособиями.

Заслуженный учитель России, историк, профессор психологии Александр Снегуров в разговоре с Metro запрет телефонов на уроках поддержал, но он считает, что инициативу Роспотребнадзора нужно обязательно провести через общественное обсуждение, чтобы постараться обойтись без радикализации.

- Если запрет будет принят, то нужно говорить о шагах по осуществлению этого запрета, а не так, что с первого сентября или с 10 сентября мы вводим, а дальше отчитываемся о проделанной работе, - говорит Александр Снегуров. - Должна быть разработана система шагов и учитываться специфика учреждения: сельская это школа, малокомплектная школа,  школа-интернат, элитная школа и так далее. Нужно обязательно провести собрания, встречи с родителями по этому вопросу. Поэтому, на мой взгляд, вводить с 1 сентября новую норму необоснованно, вот таким неким директивным актом, чтобы это не вызвало противодействия, или невыполнения под маской выполнения, как это у нас часто бывает. Борьбу с гаджетами на уроках вести нужно, но не дикую, костоломную. "Вообще не бери телефон в школу" - этого мы уже не можем сказать, и Роспотребнадзор вряд ли может замахнуться на такой запрет. Гаджеты агрессивно на нас действуют (сейчас я не буду говорить про их пользу) и нужно освобождать от них пространство для реальной жизни, хотя бы высвободить от них школьные уроки. Можно складывать телефоны в специальные ящики, или договариваться, что никто не будет доставать телефоны из портфелей, где-то видел фотографию – на двери класса висит с полотном с кармашками с индивидуальными подписями для телефонов. Ну, это техническая сторона…

По мнению заслуженного учителя, внедрение нанотехнологий в школе, разработка особых гаджетов для учебного процесса – это хорошо, но не нужно забывать про законы учебно-воспитательного процесса и санитарные нормы.

- Телефоны, действительно, наносят вред на уроках, отвлекают, мешают диалогу учителя с учениками. Если учитель будет упираться глазами в свой гаджет с презентацией или конспектом урока, а дети – в свои, то ни о какой педагогической атмосфере в классе нельзя будет говорить. Кроме того, гаджеты пагубно влияют на мозг, на зрение, на нервную систему. Не хотелось бы, чтобы запрет телефонов в школе стал лишь громкой кампанией в начале учебного года, о которой быстро все забудут, и всё вернется на круги своя.

Нейропсихолог и клинический психолог Ирина Хвингия отмечает, что отсутствия у нас культуры использования гаджетов приводит к изменению норм развития современных детей.   

- Хотят запретить телефоны в школах - и правильно делают. У нас нет культуры использования телефонов и гаджетов. Если прийти на любую детскую площадку, что мы увидим: дети играют в песочнице, мама каждая висит у себя в телефоне, - говорит нейропсихолог. - Многие дети с самого раннего возраста используют гаджеты без ограничений. И мы видим, что это пагубно сказывается на целом поколении. Критерии оценки развития современных детей снижаются. Если раньше по каким-то моментам психологи, неврологи и педагоги били тревогу, то сейчас это стало нижней границей нормы. Еще лет 10-15 назад у 80% детей в 1.5 года была фразовая речь, и это было нормой развития речи. Сейчас большинство детей не разговаривают и ближе к трем годам, и неврологи уже не так категоричны, ведь так сейчас «у многих». Снизились критерии качества письма у детей, не такое внимание уделяют технике и скорости чтения. Плюс ко всему, некоторые дети подходят к школе биологически не готовые к учебному процессу из-за функционального недоразвития структур головного мозга. Они не способны усвоить школьную программу в нужном объеме, а если еще и телефоны на уроках их будут отвлекать, то дело совсем плохо. Я за запрет использования телефонов в школе, но есть определенная грань. Ребенок в принципе должен иметь возможность связаться с родителями в экстренных случаях. Оптимально, сдавать телефоны учителю перед уроком и получать после окончания.     

Такую позицию поддерживает и психолог, мама пятерых детей Лариса Суркова.

- Очень во многих школах по всему миру есть значок запрета на использование телефонов во время уроков, - говорит Лариса Суркова. - Главное, чтобы в России это не превратилось в: «нельзя приносить», «нам не нужна дополнительная ответственность», «не нужно нам эти телефоны сдавать» и так далее. Тогда это уже настоящая проблема. Наши дети находятся в достаточно небезопасной агрессивной к ним среде, и телефон сейчас является уже жизненной необходимостью в независимости от того, классический это аппарат в руках или специальные часы.