Начинается картина с трагедии. Старшеклассница Айта, живущая в якутском селе, возвращается домой с вечеринки. Спустя несколько минут мама застаёт её за попыткой самоубийства. Айту отвозят в больницу, а родители находят прощальное письмо, в котором дочка проклинает какого-то Афоню. Единственный в округе мужчина с таким именем – русский сотрудник полиции, 35-летний обладатель смазливой внешности и юной жены-якутки. Все улики указывают на виновность полицейского, но его начальник, несмотря на собственные эмоции и ярость местных жителей, пытается провести расследование по всем правилам и не допустить самосуда.
Как рассказал режиссёр Степан Бурнашев на спецпоказе картины в Ханты-Мансийске в рамках фестиваля "Дух огня", у сценария "Айты" есть реальная основа.
Травля Афони и его жены начинается с соцсетей – люди, услышав детали случившегося, начинают сами додумывать подробности и призывать к расправе. Несколько постов в Сети – и толпа превращается в животных, которые оккупируют полицейский участок с требованием выдать им Афоню.
"В "Айте" я хотел показать, как шовинизм рождает другой шовинизм. Когда большинство начинает травить тех, кто на них не похож, ничем хорошим это кончиться не может. Я уверен, что таким проблемам нет места в современном обществе,”– Степан Бурнашев, режиссёр
Практически на протяжении всей картины на экране льёт дождь. И, как объяснил Бурнашев, обилие осадков далось съёмочной группе непросто.
Несмотря на фестивальные награды, находить бюджеты Бурнашеву на свои картины всё так же сложно. И чтобы снять "Айту", пришлось продать машину, подаренную администрацией Амгинского района за победу на одном из киносмотров.