Иконописец Роман Мартыненко: Раньше не обращал внимания на чудеса, а оказывается, что они происходят

Художник, расписывающий храмы в России и за границей, рассказал Metro об особенностях своей профессии и о том, как получил международное признание

Храм Рождества Христова, Краснодар.
Храм Рождества Христова, Краснодар.
Церковь Георгия Победоносца, Краснодар, Хутор Ленина.
Церковь Георгия Победоносца, Краснодар, Хутор Ленина.
Монастырь Живоносный источник , США, Калифорния.
Монастырь Живоносный источник , США, Калифорния.
Монастырь Живоносный источник, США, Калифорния.
Монастырь Живоносный источник, США, Калифорния.
Монастырь Живоносный источник , США, Калифорния.
Монастырь Живоносный источник , США, Калифорния.
Краснодар, Храм Рождества Христова.
Краснодар, Храм Рождества Христова.
Храм Рождества Христова.
Храм Рождества Христова.
Храм Рождества Христова.
Храм Рождества Христова.
Храм Рождества Христова.
Храм Рождества Христова.
Часовня Паисия Великого, Хутор Ленина.
Часовня Паисия Великого, Хутор Ленина.
Часовня Паисия Великого, Хутор Ленина.
Часовня Паисия Великого, Хутор Ленина.
Часовня Паисия Великого, Хутор Ленина.
Часовня Паисия Великого, Хутор Ленина.
Часовня Паисия Великого, Хутор Ленина.
Часовня Паисия Великого, Хутор Ленина.
Часовня Паисия Великого, Хутор Ленина.
Часовня Паисия Великого, Хутор Ленина.
Часовня Дмитрия Солунского.
Часовня Дмитрия Солунского.
Адыгея, поселок Безводный, храм Успения Пресвятой Богородицы.
Адыгея, поселок Безводный, храм Успения Пресвятой Богородицы.

Иконописец – необычная для наших дней профессия.

Интересно, что хоть у Романа Мартыненко есть специальное образование, его группа на художественно-графическом факультете Кубанского государственного университета была экспериментальной.  

– Конечно, наше обучение немного отличалось. У нас было несколько предметов, связанных с иконописью, богословие. Мы проходили иконописную практику, работали с детьми-инвалидами, преподавали им иконопись, часто делали совместные выставки. Мне было непросто перестроиться после художественного училища с живописи на миниатюру. Все-таки там помасштабнее кисточками махать, а потом привык и стало даже нравиться. Постепенно мы начали писать полноценные фигуры, начиная от одежды и заканчивая ликами. А теперь мы уже миниатюрами редко занимаемся. Стали монументалистами и расписываем храмы.

Краснодар, Храм Рождества Христова.

Краснодар, Храм Рождества Христова.

 

 

Сейчас Роман Мартыненко – член Союза художников, преподаватель и известный иконописец, который работал в храмах, признанных объектом культурного наследия народов России (например, церковь св. Ильи Пророка с колокольней, церковь Николая Чудотворца в селе Адербиевка Краснодарского края и другие). Он говорит, что успехом во многом обязан своему учителю Вячеславу Толмачеву, который научил его не останавливаться в развитии. Талант художника признают не только в родной стране, но и в США, где он в качестве волонтера в течение нескольких месяцев расписывал храм в монастыре в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник", куда съезжаются паломники со всей страны.

– В Америке иконописцев немного, а профессионалов тем более, – говорит художник. – Мы жили при монастыре в уединении на природе, что давало возможность целиком погрузиться в роспись. У нас получилось настроиться на такую волну, когда тебя ничего не отвлекает, что позволило погрузиться в молитвенное состояние. Было хорошо рисовать.

Монастырь Живоносный источник , США, Калифорния.

Монастырь Живоносный источник , США, Калифорния.

 

 

Из-под кисти Романа выходят произведения искусства на века, которые будут радовать не одно поколение прихожан. Именно поэтому он чувствует свою ответственность, хотя в первую очередь думает не о том, какое оставит наследие, а о том, как получить удовольствие от работы и сделать ее максимально хорошо.

– Я к себе очень критичен, – объясняет он. – Пока мне не понравится результат – буду работать. Чувствую, что если где-то схалтурю, то мне будет не по себе.

Периодически во время работы иконописцев у них появляются зрители. Но, по словам Романа, он настолько погружается в работу, что даже не замечает, что за его спиной стоят люди и смотрят, как он пишет. Кстати, слишком увлечься процессом может быть опасно, ведь часто художники работают на большой высоте на строительных лесах.

– Я как-то привык. С детства любил лазить по деревьям, особо высоты не боялся. Но все равно ты должен не терять контроль, – говорит собеседник Metro. – Иногда ловишь себя на мысли, что увлекся и перестаешь себя контролировать, хотя шаг вправо, шаг влево ­– и ты улетаешь навсегда, как говорится. Есть риск определенный, конечно.

По словам Романа, за годы работы иконописцем он изменился, поскольку постоянно бывает в монастырях и храмах, общается с высокодуховными людьми.

– У меня есть семья, все как у людей. Мне сложно назвать себя глубоко воцерковленным человеком, мне вообще сложно рассуждать на эти темы, – говорит он. – Но все это повлияло на меня в плане духовного развития. Конечно, я верю в Бога, постоянно молюсь, хотя все же я светский человек. Но как-то балансирую. Раньше я как-то не сильно обращал внимания на чудеса, а оказывается, что они происходят, со мной, в частности. Особенно я это стал в последнее время замечать. Думаю, что это как раз и есть Божий промысел.

"Перед началом работы разговариваем с батюшкой. Мы должны почувствовать, какой стиль ему нравится, обсуждаются, какие композиции будут в храме, а потом делаются эскизы", - уточнил Роман Мартыненко.
Показать комментарии