Борис Хлебников: "Взрослые, готовые слушать своих детей, будут ими любимы"

8 июня в широкий прокат выходит драма Бориса Хлебникова "Снегирь". Metro поговорило с режиссером о новом фильме, извечном конфликте поколений и будущем авторского кино.

Режиссер Борис Хлебников считает, что сейчас наступило время молодых. Фото Предоставлено организаторами
Режиссер Борис Хлебников считает, что сейчас наступило время молодых. Фото Предоставлено организаторами

Петербургским зрителям "Снегирь" уже был представлен в рамках Международного кинофестиваля "Пример интонации". Фильм снят по мотивам романа советского писателя Георгия Владимова "Три минуты молчания". По сюжету два неопытных студента мореходки попадают в суровую мужскую команду рыболовецкого судна "Снегирь". Вместо веселого морского путешествия парней ждут вездесущая грязь, тяжелый труд, циничные насмешки матерых рыболовов. И пропасть между поколениями может стать куда большей бедой, чем страшный шторм.

Трейлер "Снегиря" как будто обещает полный экшена фильм-катастрофу. Как думаете, зрителей, не знакомых с вашим творчеством, сильно удивит содержание самой картины?

– Мне очень любопытно, как посмотрят мое кино. Потому что пиар-кампания действительно построена так, что фильм кажется каким-то невероятным блокбастером. Я очень надеюсь, что зрители не разочаруются, а просто взглянут немного по-другому. В "Снегире" есть и сюжет, и напряжение, и драма характеров, и двадцать минут аттракциона – спасение норвежских моряков во время шторма.

А как вы относитесь к людям, которые находят в ваших фильмах скрытые смыслы, библейские подтексты, как в философских притчах?

– У меня никогда не было этих подтекстов. Но если зрители такое ищут, это их право. У всех свой жизненный опыт, свое понимание культуры. Мы могли читать совершенно разные книжки, поэтому интерпретации отличаются.

В вашем кино очень живые диалоги. Как такому научиться начинающим писателям и сценаристам?

– Мне нелегко даются диалоги, ими занимается Наташа (Борис Хлебников написал сценарий "Снегиря" совместно с режиссером Наталией Мещаниновой. – Прим. ред.). У нее есть слух на язык: она запоминает, как говорят другие. Вообще перед фильмом мы с ней много разговаривали с людьми и опирались на этот документальный материал.

Одного из парней-новичков играет ваш сын Макар Хлебников. Вы изначально планировали взять его на эту роль?

– Да, я видел его пробы у Валерия Тодоровского, в сериале "Пингвины моей мамы" Наташи Мещаниновой. Как типаж и как актер он мне подходил.

Где вы взяли столько рыбы для съемок?

– Просто купили. Но в фильме была и искусственная рыба – например, огромная зубатка.

Еще заметила, как аппетитно в кадре смотрелась еда, которой кормили героев в камбузе. Актерам тоже было вкусно?

– Да, это очень важный момент. Ведь жизнь на корабле тяжелая и аскетичная, каюты маленькие, по два душа и туалета на всех. Работать надо то днем, то ночью. Поэтому команда всегда ищет повара, в камбузе есть телик и хорошая еда – хоть какое-то развлечение.

В чем главная проблема закрытого мужского коллектива?

– Это довольно бесчеловечная форма жизни: две-три недели в рейсе, потом после однообразного труда выходишь на берег и совершенно не знаешь, как тебе жить, что делать. Не можешь привыкнуть ни к семье, ни к жизни на корабле. Люди быстро выгорают и становятся равнодушными ко всему.

Почему такие люди зачастую воспринимают в штыки психологическую помощь?

– Это не в нашей культуре, у нас было принято скрывать свои проблемы. Посещение психолога – очень европейское явление, оно там давно укоренилось и не воспринимается как что-то постыдное. Но думаю, скоро так станет и у нас, ведь многие уже сейчас не стесняются обращаться за помощью.

Сейчас молодые люди взрослеют позже?

– Нет. Сейчас вообще происходит интересная штука. Взрослые, как всегда, заводят шарманку про то, что новое поколение уже не то, забыв, как про них когда-то говорили то же самое. Но теперь козырей очень мало – вся вселенная развернулась на молодой ум, который посреди цифровой революции чувствует себя как дома. Дети стали очень снисходительно относиться к взрослым, помогают им осваивать технику. Никогда раньше такого не было. У молодых больше источников информации, они давно уже не смотрят телевизор, к которому привязано старшее поколение. В этом и есть их свобода.

Поймут ли когда-нибудь друг друга отцы и дети?

– Я думаю, ничего никогда не поменяется. Это может случиться только на уровне каких-то конкретных людей. Взрослые, готовые слушать точку зрения своих детей и не разговаривать с ними свысока, будут ими любимы. Другие же получат просто формальное общение: "Позвонить маме, позвонить папе…"

Несколько ваших фильмов выпустила кинокомпания СТВ, которая плотно ассоциируется с режиссером Алексеем Балабановым. Вам близко его творчество?

– К сожалению, Балабанова присвоило себе очень много глупых людей из-за дилогии "Брат". Ужасно обидно, что его неверно трактуют, но сам Балабанов от этого хуже не стал. Он великий русский режиссер, это стало понятно после фильма "Груз 200".

Авторское кино в России будет жить?

– Конечно. Оно не так дорого стоит, у нас совсем маленькая аудитория, неизбирательная.

Кого из молодых российских режиссеров вы бы выделили?

– Владимира Мункуева. Он родом из Якутии, автор фильма "Нуучча". Сейчас снял второе кино – "Кончится лето". По-моему, оно очень крутое, надеюсь, осенью выйдет в прокат.


• Борис Хлебников родился 28 августа 1972 года в Москве.

• Окончил киноведческий факультет ВГИКа.

• Дебютом Хлебникова в полнометражном кино стал совместный с Алексеем Попогребским фильм "Коктебель" (2003).

• В 2014 году его социальная драма "Долгая и счастливая жизнь" была номинирована на премию "Ника" в трех категориях: "За лучший фильм", "За лучшую режиссерскую работу" и "За лучшую сценарную работу".

• Фильм "Аритмия" 2017 года получил множество призов российских и международных фестивалей, в том числе Гран-при и приз зрительских симпатий на фестивале "Кинотавр".

Показать комментарии