Как не попасться на уловки маркетологов в период распродаж: рассказывает психолог

Психолог рассказал, как не поддаваться на манипуляции маркетологов

Как не попадаться на уловки маркетологов. Фото Getty
Как не попадаться на уловки маркетологов. Фото Getty

Практикующий психолог, преподаватель Московского института психоанализа Анастасия Пономаренко рассказала "Известиям", какие факторы способствуют росту ажиотажа во время "черной пятницы" и дала совет, как не стать жертвой маркетинговых технологий.

Специалист напомнила, что основная цель любого магазина – получение прибыли, поэтому торговые компании очень хорошо изучают поведение людей. Известно, что человек испытывает меньше эмоций, если он получит прибыль в $200, чем потеряет $100.

"По этой причине распродажи всегда подаются под соусом "посмотрите, сколько вы потеряете, если не придете на нашу распродажу", – уточнила Пономаренко.

Эксперт пояснила, что короткие сроки вводят покупателя в стрессовое состояние, поэтому распродажи всегда длятся короткое время. Человек в стрессе хуже соображает, у него включается эмоциональный мозг. Психолог Даниэль Каниман выделяет "систему 1" и "систему 2". "Система 2" включается, когда нужно поразмышлять, а "система 1" работает на автомате. Задача маркетолога крупного торгового центра – отключить у человека "систему 2", чтобы он не размышлял, а действовал на инстинктах, как действовал древний человек : "видишь добычу – хватай и беги, пока другое племя ее не схватило".

"Именно поэтому создаются условия искусственного дефицита: "Только один день!". Когда человек попадает в торговый центр, он видит, как окружающие носятся по магазинам. Появляется мысль: "Мне может не хватить!" То же самое в онлайн-торговле. Всегда пишут "Остался только один экземпляр", – рассказала психолог.

Еще один эффект распродаж – получение быстрых эндорфинов, которые дают ощущение удовольствия без особых затрат. Мы живем в очень тревожное время, отметила Пономаренко. Поэтому психологи считают, чтобы привести нашу тревогу в норму, человеку нужно получить минимум семь осознанных удовольствий. А удовольствие от распродажи наступает быстро и ярко, поэтому люди приходят за ним, чтобы снизить тревожность.

"Многие горепсихологи и "инстадивы" без психологического образования пишут, что новая покупка или новая прическа помогут повысить самооценку. Может быть, да, но только на два часа. Многие люди поддаются на эти советы и думают: "Я куплю новое платье, и моя самооценка пойдет вверх. Я стану суперзвездой!" Они действительно получат порцию эндорфинов, но разочарование от таких ожиданий будет больше", – предупредила специалист.

По мнению Пономаренко, самый лучший способ понять, нужна ли вещь, которую человек хочет купить на распродаже, это спросить себя: "Купил бы я эту вещь, если бы она продавалась без скидки?"

"Не следует приходить на распродажу с намерением купить что-нибудь. Если хотите сэкономить, должна быть четкая цель покупки", – заключила психолог.

Источник: информационный портал "Известия" - IZ.RU

Показать комментарии