Книги недели: что почитать – обзор новинок издательств

Авторская подборка Metro

Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото инфографика, "Metro"
Книжный обзор. Фото инфографика, "Metro"

Metro продолжает  рубрику "Книжный обзор". Каждую неделю мы представляем наш взгляд на самые интересные новинки российских издательств, с которыми уж точно не будет скучно.

 

Большой роман недели

Анаит Григорян
Осьминог
2021. ЭКСМО

Аннотация: На маленьком рыбацком острове рядом с побережьем Японии жизнь течёт размеренно и скучно. В этот непривычный, удивительный для иностранца быт погружается с головой молодой человек из России. Правда, скучать ему не придётся – ведь на остров приходит сезон тайфунов. Что подготовили героям божества, загадочные ками-сама, правдивы ли пугающие легенды, что рассказывают местные рыбаки и действительно ли на Химакадзиму надвигается страшное цунами? Смогут ли герои изменить судьбу, услышать собственное сердце, понять, что действительно бесценно, а что – водяная пыль да глиняные черепки разбитой ловушки для осьминогов…

Наше мнение: Повальное увлечение загадочной и удивительной Японией приводит к появлению по всему миру десятков романов-стилизаций. Их можно в некотором количестве найти по обе стороны Атлантики – от США до Франции и Британии. Чем хуже Россия, решила Анаит Григорян, побывав на острове Химакадзима и, разумеется, очаровавшись им и местными жителями. Само собой, пишет она о русском в Стране восходящего солнца, а не раскручивает очередную историю в эпоху Эдо а-ля клавелловский "Сёгун", но родовые метки те же самые. Будучи фанатом японской культуры (и литературы в частности), приходится ежестранично ловить себя на мысли, что местные так не говорят, не думают, не пишут, не ведут себя. Да, социокультурная арт-подготовка проведена масштабная: автор действительно пыталась ухватить дух и атмосферу места, но всё же. Если отбросить эти и другие условности стилизации, то в остальном "Осьминог" – мастерски проработанный, динамичный, насыщенный роман, который развивается от почти что любовно-отпускной прозы с восточным колоритом (проскакивает такая мысль) до детектива с мистической составляющей, завязанной на верованиях синто с его божествами – ками. "Закрыть" остров с помощью цунами, чтобы сузить ареал действия, – хоть и не новая, но очень удачная находка, в том числе работающая на настроение и натягивающая нерв ожидания развязки. Ну и не забывайте культурологический аспект: Анаит разжёвывает быт и многие другие моменты жизни японцев. Не всегда естественно, часто в стиле энциклопедии, но вкупе с сюжетом многим это понравится.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Триллер недели

Со Миэ
Единственный ребёнок
2021. ЭКСМО

Аннотация: Начинающий криминальный психолог-профайлер Ли Сонгён в изумлении. С ней захотел пообщаться сам Ли Бёндо –  жуткий серийный убийца, приговорённый к смертной казни. Тогда же в её доме появляется 11-летняя Хаён – дочка мужа от первого брака, о которой тот никогда не рассказывал. При загадочных обстоятельствах погибли сперва мама девочки, а потом и бабушка с дедушкой.

Наше мнение: Южная Корея занимает 201-е место в списке стран мира по числу предумышленных убийств из 230 (последние 10 – всякие острова в Тихом океане, так что не в счёт). Но если пристально следить за местной литературой и кино, может показаться, что по улицам тут ходят исключительно маньяки, в школах учатся "личинки маньяков", а по каждой первой семье плачет психиатрическая лечебница. "Единственный ребёнок" скроен вполне в духе современного корейского триллера (их охотно переводят, учитывая интерес к стране). Леденящий душу маньячелло есть, проблемный ребёнок, режущий птичек, имеется, попытка декодировать мотивы убийцы – в наличии, проникновение в прошлое с флешбеками (как он стал таким ужасным, а был когда-то ребёнком...) – куда уж без этого. Читается роман легко и динамично, но оставляет массу вопросов. Главный герой-психолог, кажется, не очень рубит в психологии (с криминалом работать умеет, а с "нормальными" нет); персонажи очень странные даже с учётом корейского менталитета; маньяк, приговорённый к смерти, может спокойно сбежать и потом расхаживать по городу, не говоря уже о странностях общения с психологиней (всё шито белыми нитками); а интригу, мягко говоря, завезли не первой свежести, ибо, несмотря на пару поворотов, понятно, чем всё закончится. Или может кончиться, по крайней мере. Да и сам текст очень прямолинейный, фрагментированный и с кучей хвостов. Ну что, хватит? Утопили? А вот нет. Своего времени творение Со Миэ стоит (всё-таки заманивает потенциальной интригой: мол, а, может, всё не так завершится, как мы думаем?). А вот чего не стоит: ожидать от романа слишком многого.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Бизнес-книга недели

Свен Карлссон
Против гигантов. Как Spotify подвинул Apple
2021. Альпина

Аннотация: За несколько лет компания Spotify буквально трансформировала музыкальную индустрию: спасла звукозаписывающие корпорации от пиратов, заставила содрогнуться Apple и эффектно появилась на Уолл-стрит. А в 2020 году она запустила свой сервис и в России. Еще ни одной шведской компании не удавалось завоевать такой авторитет в мировой поп-культуре.

Наше мнение: История Spotify всегда казалась мне удивительной. Ибо никому не известный шведский предприниматель Даниэль Эк фактически в одиночку изменил будущее (для нас уже настоящее) музыкальной индустрии, при этом пободавшись с гигантами всех мастей – от Apple до крупнейших рекорд-компаний. Более того, "яблочники" активно вставляли палки в колёса его стартапу, лично по инициативе Стива Джобса, а музыканты бесконечно обвиняли в том, что сервис зарабатывает на них, а сами они беднеют без CD и грампластинок. Но тем и отличается визионер от простого смертного: Эк пёр, словно каток, к своей цели, и теперь музыкальный стриминг (от Tidal и Deezer до "Яндекс.Музыки") – повседневность. И да, компания Apple сначала боролась против "спотифая", а потом поменяла модель своего собственного сервиса на изобретённую в Швеции. А что же книга? Свен Карлссон написал очень доступный и захватывающий научпоп без чрезмерного погружения в детали, но достаточно подробный, чтобы ничего не упустить. Здесь найдётся место и изнанке музыкального бизнеса, и дружбе с Цукербергом, и бесконечным жизненным поворотам, схожим с триллером, и пожалуй что открытому финалу. Да, текст написан скорее в стиле расширенной статьи из журнала о селебрити (а не о бизнесе как таковом), но, может быть, это и к лучшему, чтобы не тонуть в нюансах договоров с правообладателями и прочих не очень нужных деталях.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Научпоп недели

Джон Барри
Испанка. История самой смертоносной пандемии
2021. Альпина

Аннотация: В период, когда весь мир встал перед угрозой коронавирусной инфекции, книга Джона Барри "Испанка. История самой смертоносной пандемии" как никогда актуальна. Она будет интересна не только медикам или историкам, но и всем читателям, на собственном опыте узнавшим, как опасны порой невидимые враги. Автор детально изучил не только историю испанки, но и весь исторический контекст в целом: каково было состояние медицины до Первой мировой войны, как развивалась наука и какую роль во всем этом играла коммерческая составляющая.

Наше мнение: Поскольку время закольцовано, а история повторяет сама себя, некоторые книги и через десятилетия могут оказаться снова актуальными. С Барри и его бестселлером это случилось через 16 лет (первая редакция вышла в 2004 году). "Испанка" пытается устроить полноценное историко-медицинское расследование: здесь широко представлены и реалии тех времён, включая политические, и недурно отражена научная сторона вопроса. Что важно: несмотря на другой исторический контекст (слава богам, никакой мировой войны сегодня нет), многие параллели провести можно – и в жизни людей, и в действиях чиновников, и в героизме и самоотдаче врачей. Нюансов у книги как минимум два. Первый: несмотря на огромную базу источников, автор нередко добавляет в нон-фикшн типичные подходы к изложению, характерные для художественной литературы. В частности, додумывает, дописывает за очевидцев, представляет, как они могли видеть мир или чувствовать. Во-вторых, книга на 100% америкацентричная. Понятно, что Барри из США и творил для своего рынка, но тем не менее та пандемия, как и нынешняя, – вещь глобальная. И у Европы была абсолютно точно своя специфика.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Публицистика недели

Витольд Шабловский
Танцующие медведи
2021. АСТ

Аннотация: Много столетий подряд болгарские цыгане зарабатывали на жизнь тем, что развлекали людей на площадях танцующими медведями. Однажды это все закончилось: животные были изъяты у своих прежних хозяев и помещены в специальный заповедник. Отныне вчерашние артисты предоставлены сами себе, но смогут ли они привыкнуть к новой жизни? Для польского журналиста Витольда Шабловского танцующие медведи – это яркая метафора, с помощью которой он исследует посткоммунистический мир.

Наше мнение: Очень нестандартная книга, которая, к сожалению, не смогла в полной мере реализовать авторский замысел. Сам подход, манера изложения и, разумеется, истории живых людей хороши. По крайней мере, в первой части, где Шабловский путешествует по Болгарии и разыскивает свидетелей и участников событий – традиции длиной в сотни лет. Эта часть читается практически взахлёб, в том числе благодаря оригинальности темы. Но потом польский журналист решает использовать медведей в виде метафоры для всех стран, которые отправились на вольные хлеба после развала СССР. И вот тут начинаются проблемы. Нельзя сказать, что фактура неинтересная и скучная (Куба, к примеру, вполне захватывает), но сам текст рассыпается и становится похож не на книгу, а на сборник фрагментированных статей в каком-нибудь большом модном журнале. Впрочем, это произведение не о концепциях и идеях, а скорее людях. Их историй – захватывающих, эмоциональных, авантюрных – тут в достатке. Особенно ярко ощущается разница между теми, кому при тоталитаризме было лучше, и теми, кому и сейчас неплохо. А ирония Шабловского, живая и неизбитая, дополняет композицию.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Показать комментарии