Книжные новинки: Хокусай, пионеры в коронавирус и китайский Гоголь

Традиционный книжный обзор Metro. Самые интересные книги от российских издательств в августе 2022 года.

Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"

Восточный роман недели

Лю Чжэньюнь
Один день что три осени
2022. Гиперион

Аннотация: Фантастический роман Лю Чжэньюня "Один день что три осени" (2021) стал шестым романом этого китайского писателя, переведенным на русский язык. Автор обращается к преданиям родного города Яньцзиня о легендарной фее, приходящей во сне к обывателям, чтобы выслушать свежий анекдот. В этой истории сон проникает в явь, духи разговаривают с живущими, гадатели помогают обрести правильный путь, а бурная жизнь современного Китая оказывается пронизана историей любви, протянувшейся через тысячелетия. Новый роман отличается легким стилем и написан с присущим только Лю Чжэньюню юмором.

Наше мнение: Для одного из хедлайнеров современной китайской литературы наисвежайший с учётом перевода роман "Один день что три осени" (2021) – своеобразный отход от шаблонов. Все более-менее привыкли к тому, что его неореализм не выходит за пределы повседневной жизни Китая, которая передана со всей меткостью классического для нас "Вы над кем смеётесь? Вы над собой смеётесь!". На поляну коллеги и нобелевского лауреата Мо Яня (и не только его) Лю Чжэньюнь пока что не заходил – с погружением в китайский фольклор и сверхъестественное. Даже скорее сказочно-народное и фантастическое. Но когда-нибудь это должно было случиться. Так что с почином, маэстро!

Этот текст в некотором роде можно воспринимать как метароман автора, поскольку в центре произведения даже не жизненные ситуации, описываемые с присущим юмором и иронией, а сам юмор. Точнее, даже чувство юмора как таковое. Ведь спастись от феи, приходящей во сне и готовой забрать простых Ли и Чжанов из родного для писателя Яньцзиня, можно, только рассмешив её. А значит, каждый горожанин держит заготовленными несколько шуток – на всякий случай. В романе "Один день что три осени" это выглядит как метафора необходимости относиться к жизни просто и легко, встречать невзгоды во всеоружии – с шутками-прибаутками.

Добавьте сюда фантастическую любовную историю, протянувшуюся сквозь века в полумифические времена, и проходящую пунктиром сквозь текст линию гадателя – и вы получите новую сторону творчества Лю Чжэньюня.
В остальном все его родовые пятна на месте: яркие характеры из народа, густая атмосфера китайской провинции с камбэками из прошлого, много еды и семейных отношений, точные и смачные описания, курьёзные моменты и море шарма. И над всем этим чёткая позиция китайского автора: у него нет плохих или хороших героев, однозначных добряков и злодеев, Лю Чжэньюнь никого не критикует и не понижает в своём "рейтинге" действующих лиц.

Вывод из всех ситуаций, собранных под одной крышей небольшого романа, прост: если не воспринимать жизнь без камней за пазухой, трудности просто не оставят нам шанса. Этого нам всем часто не хватает.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Технотриллер недели

Ти Джей Ньюман
Падение
2022. Individuum

Аннотация: Регулярный рейс Лос-Анджелес – Нью-Йорк, сто пятьдесят душ на борту. При взлёте командир экипажа Билл Хоффман узнаёт, что вся его семья похищена террористом, который выдвигает простые условия: либо Билл разбивает самолёт, либо его родных убьют. У команды рейса есть несколько часов, чтобы предотвратить катастрофу, и никаких гарантий успеха.

Наше мнение: Ти Джей Ньюман – эффектная бортпроводница из Аризоны, которая десять лет оттрубила от звонка до звонка в паре авиакомпаний на родине. Выйдя в тираж, женщина решила сама поднимать тиражи. И таки да, ей это удалось без разогрева. Технотриллер "Падение" с леденящей душу завязкой в США стал бестселлером The New York Times бла-бла-бла, притом что это дебют. Разумеется, Голливуд не заставил себя ждать – фильм последует.

И это, пожалуй, судьба. Поскольку творение бывшей стюардессы – практически готовый сценарий для экшен-фильма. И написан текст в стиле круто сваренного кино: уже в прологе всё начинает рушиться, сыпаться и отрываться прямо в воздухе. Включая руки и ноги. Да-да, прямо вот так.

Подобная сцена-клиффхэнгер, призванная побудить дочитать до того самого места, переходит в столь же динамичное повествование основного текста, где практически постоянно что-то происходит. А вот смысл происходящего под большим вопросом. Нет, не поймите меня неправильно: "Падение" – яркий киношный триллер с кучей хуков прямо тебе в лицо, бесконечными спецэффектами и какой-никакой интригой с политическим и культурным подтекстом. Но...

Во-первых, весь роман сплошь состоит из общих мест, клише. Этих самых экранных диалогов, курдов, борющихся за свободу, героических бортпроводников, экшен-сцен, словно выкраденных из боевичка категории B с Брюсом Уиллисом, и прочего.

Во-вторых, происходящее в "Падении" попросту нереалистично. Да, многие пишут про то, что бортпроводница должна была крайне натурально передать быт и прочие финики на борту, но речь, разумеется, идёт не о чай-кофе-потанцуем, а о самом сюжете. Я уже не говорю о том, что ради эффекта Ти Джей Ньюман заставляет бейсболистов продолжить игру, когда на стадион готовится "приземлиться" самолёт.

Впрочем, если забыть об этих условностях (для кого-то они абсолютно несущественны, ведь триллеры читают не ради реалистичности), то получится, как это говорят в Штатах, page-turner. То есть локомотивом промчаться по страницам, где-то ужаснуться, попытаться понять нехитрую логику преступника, не вдаваться в подробности, а просто узнать, чем всё закончится. И да, обложка крутая.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Культурология недели

Евгений Штейнер
Манга Хокусая. Боги и люди
2022. АСТ

Аннотация: Кацусика Хокусай (1760–1849) – один из самых известных японских художников. На протяжении всей своей жизни он выпускал в свет альбомы гравированных рисунков под названием "Манга". В пятнадцати выпусках с четырьмя тысячами фигур и мотивов Хокусай представил энциклопедию старой Японии в картинках – начиная от богов и героев древности и заканчивая современными ему амурными делами, домашней утварью и разнообразными природными видами. Книга япониста Евгения Штейнера – это полная и детально прокомментированная публикация "Манги", по полноте иллюстраций и исторических комментариев не имеющая аналогов в мире.

Наше мнение: Говорят, что энциклопедия востоковеда Евгения Штейнера не имеет аналогов в мире. Если вы держали в руках эти мелованные 320 страниц, то поверить в подобный факт станет проще простого. Во-первых, это безумно красиво и стильно. Эффект состаренной бумаги, фольклорные мотивы в оформлении, драконы и рюшечки (местами даже чрезмерно деталей). Во-вторых, и это, конечно, главное, а не общий внешний эффект и лоск, читатель получает возможность максимально глубоко погрузиться в японскую культуру в целом, не только творчество Хокусая, как культурный феномен.

Его "Манги" (но не то, о чём вы подумали) буквально препарируются под микроскопом. Вы узнаете, что означает каждая, пардон, закорючка и каждый персонаж на сотнях страниц его работ. А так как творчество художественной иконы, повлиявшей на европейское искусство второй половины XIX – начала XX века, неотделимо от истории и культуры страны, буддизма и синтоизма, это увлекательный и детальный вояж в загадочную душу жителей одного из самых закрытых на тот момент государств мира.

В том числе речь идёт о классических для японской мифологии преданиях и сверхъестественных существах, которые активно эксплуатируются и современной поп-культурой: от хонкаку-детективов до популярнейших аниме-сериалов. Ну и, разумеется, вы сможете пройти краткий курс местной истории с упоминанием крупнейших деятелей разных эпох.

При этом у Штейнера получается комбинация из невероятной детализации и незанудности, которая часто сопровождает академические труды. Учитывая, что бумажное издание – подарочное, это великолепный презент для фанатов японской культуры и не только.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Ретрофантастика недели

Шамиль Идиатуллин
Возвращение “Пионера”
2022. АСТ

Аннотация: В 1985 году трех школьников отбирают для участия в секретной космической программе "Пионер". Подростки должны помочь человечеству покорить Вселенную, а прежде – спасти его от смертельной угрозы. И это только начало испытаний. Когда они вернутся на Землю, то обнаружат, что попали в далекое будущее, где их никто не знает, где не существует их страны и где не осталось почти ничего, чем они дорожили и ради чего шли на жертвы. Героям придется или смириться с этим, или, в соответствии с клятвой, жить, учиться и бороться.

Наше мнение: Дважды Герой Советского… в смысле лауреат “Большой книги” Шамиль Идиатуллин чувствует себя как рыба в воде практически в любом жанре. В его библиографии были мистический триллер “Убыр”, книга о детстве в лучшей стране мира “Город Брежнев”, актуальный роман из жизни провинции “Бывшая Ленина” и даже пространное фэнтези “Последнее время”, сотканное из мифов. И всё удачное, читабельное и очень разное.

“Возвращение “Пионера” поначалу кажется ретрофантастикой с явным влиянием Крапивина, Булычёва и даже Стругацких. Местами параллели с Алисой Селезнёвой более чем напрашиваются, а текст мог вполне выйти в советское время, если бы не его вторая часть. После того как буднично и прозаично, с чётким влиянием классической твёрдой научной фантастики 60–70-х годов пионеры отправятся в полёт, они очнутся в нашем времени. И вот здесь становится понятно, что писатель использует такой подход для того, чтобы посмотреть на это самое время глазами, не замыленными реальностью, новыми, свежими. Не столько на доставку пиццы, смартфоны и прочие чудеса, сколько на обычаи, нравы и страну, которую они потеряли. Будут здесь ковид, “космонавты” на митингах и даже иностранные агенты.

Именно это зеркало и есть суть романа. Ведь по форме и структуре он довольно простой и прямолинейный: в нём нет интриги, какой-то особенной “литературности”, ярких героев (они все словно клонированы из экранных образов пионерского детства), а события, происходящие в наше время, кажутся до крайности наивными, в стиле подростковой литературы, который не свойственен автору. Особенно хороши карикатурные полицейские. Таким образом, вместо фантастики мы получаем остросоциальную тематику, но ловко замаскированную.

И главное: сравнение это оказывается далеко не в пользу современности. Прогрессивные подростки, отправившиеся в космос, заполучив телефоны и прочие блага цивилизации, оказываются разочарованы будущим, транслируя (что очевидно) мысли самого Шамиля Идиатуллина. Но у каждого читателя из тех, кто застал и помнит, эта нехитрая дилемма решится по-своему.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Ламповый роман недели

Карстен Себастиан Хенн
Служба доставки книг
2022. Манн, Иванов и Фербер

Аннотация: Пожилой продавец книжного магазина Карл Кольхофф живет в своем маленьком литературном мире. Ежедневно он относит книги своим немногочисленным покупателям на дом – это особенный ритуал, который очень нравится и ему, и читателям. Однажды он встречает остроумную девятилетнюю девочку, которая нарушает заведенный порядок и задает неудобные вопросы. Сначала Кольхоффа это очень раздражает, но со временем он привязывается к девочке. Вместе они пытаются решать проблемы покупателей, а помогают им в этом, конечно же, книги.

Наше мнение: Есть такой отдельный жанр в европейской литературе – сказки для взрослых. Особенно в Скандинавии и Германии, где укоренились соответствующие традиции. Авторы берут пожилого героя (или ряд персонажей) и сталкивают старый мир с новым благодаря участию ребёнка (или целой компании “тимуровцев”). От этого симбиоза и конфликта (иногда всамделишного, а нередко условного) в итоге выигрывают все. Получается тёплая ламповая история с приятным послевкусием, массой простых, но ярких цитат, однако обязательно наивная и эмоциональная, от которой пахнет старыми квартирами, ароматным кофе и уютными улочками небольших городов.

“Служба доставки книг” максимально аккуратно и точно вливается в этот тренд, а костюмчик с его лекалами и шаблонами сидит как влитой. Всё максимально предсказуемо за исключением пары моментов (в частности, странной реакции отца девочки на её прогулки с Карлом), есть вполне очевидные архетипы героев, понятны посылы и раскрыта книжная тема. Но всё это вряд ли повредит аудитории, на которую работает Хенн: подобные истории выходят не так часто, теряясь в общем потоке драматической и слезливой литературы.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Показать комментарии