Книжные новинки: история макарон и новинка от автора "Острова Сахалин"

Традиционный книжный обзор Metro. Самые интересные книги от российских издательств в сентябре 2022 года

Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"

Большой роман недели

Эдуард Веркин
снарк снарк
2022. ЭКСМО

Аннотация: Виктор, молодой писатель, прославившийся одним романом и вынужденный зарабатывать на жизнь заказными книгами для чиновников, даже представить себе не может, чем обернется его командировка в маленький провинциальный Чагинск. В лесу бесследно пропадают два местных мальчика. Поиски не дают ничего. Да и не особо ищут детей: среди болот, оврагов и мхов живо предание о Шушуне, который забирает себе человеческие подношения. Виктор в компании с друзьями ищет реального преступника, но реален ли Шушун? Или он настолько растворен в пространстве, что может быть в каждом из обычных горожан?

Наше мнение: “Снарк снарк” – это суровая (ой, простите, большая) русская литература во всей её красе. Не насмешливые Пелевин и Сорокин, не бытовые Рубина и Улицкая, не околоисторические Иванов и Яхина. Русский писатель не должен легко сдаваться в любом из смыслов, твоя прерогатива – страдать, продвигаясь вперёд. А его – кручину усугублять. И у Веркина это выходит сполна. Здесь и сложно сконструированный текст о России нулевых и постдевяностых, и язык не для всех с массой иносказательности, и в целом роман как метафора, которую придётся осмысливать и трактовать в меру своих возможностей, и недоступное для большей части современной аудитории редкое “многобуквие”: два тома по 700+ страниц не для слабых духом. То есть главное в случае “Чагинска” и “Снега Энцелады” – просто подступиться, решиться на битву с толстовщиной, вгрызться зубами и не отпускать. Есть риск вес не взять.

Для самого писателя это ещё и шаг вперёд – переход от подростковой литературы и мощной социальной фантастики “Острова Сахалин” к заявке на настоящий magnum opus. Многие сравнивают “снарк снарк” с литературой Стивена Кинга, и с этим сложно не согласиться. Разумеется, тут параллели исключительно сюжетно-атмосферные и социокультурные. Веркин не пишет, как знаменитый американец, но ловко женит  бытовые картины российской глубинки и загадку с мистическим и мифическим подтекстом, создавая широкую картину современной жизни, морали и менталитета. Хотя так и хочется поставить ему на вид за вопиющую нелаконичность: половину первого тома можно было спокойно ужать, там решительным образом ничего не происходит, нас возят по болоту провинциальной жизни, а интрига и хоть какое-то движение появятся позже. Но, видимо, таковой и была задумка: сначала погрузить в атмосферу, а затем стряхнуть ряску и запустить механизм.

Для того чтобы перейти на второй том, нужно уже нечто большее, чем любовь к серьёзной русской литературе. Тут необходимо попасть в поток и течь вместе с романом вперёд. И тогда вам воздастся. Но это не точно.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Кулинарный научпоп недели

Лука Чезари
Краткая история пасты
2022. АСТ

Аннотация: "Краткая история пасты. От тортеллини до карбонары" – это не книга рецептов, а увлекательное путешествие по гастрономической истории и культуре Италии. Многие из вас твердо уверены, что знают тонкости и секреты итальянской кухни. Лука Чезари виртуозно разоблачает мифы, связанные с итальянскими кулинарными традициями, и предлагает читателю выйти за рамки искусно построенных догм.

Наше мнение: "Говорим Италия – подразумеваем макароны и пиццу". Стереотип, икона, броня! Но что если вам сказать, мол, об истории пасты известно достаточно мало, а культовые блюда, которые в нашем (и итальянском тоже) сознании уходят глубоко в далёкие века, появились сравнительно недавно. При жизни наших мам и пап. Или, по крайней мере, бабушек и дедушек.

Лука Чезари, кулинарный блогер из Болоньи, ради собственного интереса решил копнуть табуированную тему (а в Италии она такая – там кипят нешуточные страсти) и обнаружил сюжет в стиле сократовского "я знаю, что ничего не знаю". Судя по тексту, и сам он был достаточно сильно удивлён в своё время, и нам, кто глубоко не копал, передаёт эти эмоции.
Из текста с хорошей базой источников (документы, кулинарные книги, статьи из газет), но написанного очень легко, увлекательно, вы поймёте, что ещё 150 лет назад паста не была народной и культовой едой в Италии, а классические блюда вроде карбонары появились 70 лет назад. Затем, постепенно модифицируя, и приходят к настоящей ресторанной форме методом проб, ошибок и бесконечных споров. Из той же карбонары насильственно убрали сливки.

А другой вариант блюда из пасты в её каноническом варианте вообще прошёл все стадии мифотворчества. Вплоть до установления нового регионального канона в начале XXI века и признания со стороны ЕС. Теперь повара, которые добавляют в блюдо какой-то ингредиент, в него официально не входящий, подвергаются жёсткой критике и обструкции: в бой вступают мэр города, из которого ведёт начало это блюдо, и политики рангом выше. Леща отхватывают даже мэтры кулинарии.

У Чезари выходит отличный исторический детектив (в оригинале в заголовке речь идёт о 10 блюдах из пасты): детальный, неожиданный, читающийся влёт, на сочетании истории и кулинарии с массой тонкостей. И страницы просто переполнены рецептами одного из того же блюда из пасты, но разных десятилетий и веков с конкретным указанием авторов или источников. Вызывает споры и активное слюноотделение.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Художественно-исторический роман недели

Ли Кыми
Невеста по фотографии
2022. Манн, Иванов и Фербер

Аннотация: В 1910 году три кореянки совершают судьбоносное путешествие на Гавайи: они решают вступить в брак, увидев только фотографии своих предполагаемых мужей. Каждую из этих женщин ждет разная судьба. Мечтающая о браке Хон Чжу встречает мужчину, который выглядит на двадцать лет старше своей фотографии; Сон-хва, которая хочет избежать упреков и насмешек, встречает ленивого пьяницу. А еще есть Уиллоу, чей 26-летний жених Тэван выглядит точно так же, как на фотографии… Реальная жизнь не всегда похожа на картинку, но пути назад нет.

Наше мнение: Приятно наткнуться на реальный исторический сюжет, о котором ты ещё не слышал. Особенно при общей любви к корейской культуре и определённой увлечённости этой страной. “Экспорт” невест по фотографии на Гавайях действительно имел место, а Ли Кыми, которая обычно творит на ниве подростковой литературы (или young adult), его удачно беллетризировала. В первую очередь для женской аудитории: на родине её роман стал бестселлером.

При этом происходящее в тексте сложно назвать удивительным и неожиданным. Уже по аннотации понятно, что героини своё отстрадают, их будущие мужья окажутся не такими, как на фотографиях, а финал в той или иной степени предрешён в виде относительного хеппи-энда. Разве что нежданно-негаданно акклиматизация корейцев на Гавайях в какой-то момент вдруг перескакивает галопом на 20 лет вперёд, к японской оккупации островов, и закручивается ещё один сюжет, связанный с предыдущим постольку-поскольку. Это одна из загадок Ли Кыми: ритм повествования, и так не сильно ровный, окончательно ломается.

В остальном это камерная история с хорошим историческим подтекстом и классическим сюжетом борьбы женщин против всех превратностей мужского мира, роман о дружбе и обретении счастья, которое не даётся даром. Но не жестокий,  пугающий и фарширующий эмоциями навзрыд, как принято у корейских авторов, а вполне себе ровный и для широкой аудитории.  

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Историческая книга недели

Филипп Матышак
Один день в Древних Афинах
2022. ЭКСМО

Аннотация: Добро пожаловать в Афины! На дворе 416 г. до н.э., месяц элафеболион, канун праздника Великих Дионисий (начало апреля). Сейчас в городе около 30 000 жителей и самая высокая в истории человечества концентрация гениев на квадратный метр. В большинстве древних текстов простые афиняне упоминаются, только если им доводится взаимодействовать с кем-либо из выдающихся жителей города. В этой книге все наоборот: афинские гении появляются, лишь когда они встречаются с обычными людьми, занятыми повседневными заботами.

Наше мнение: Исторический формат "один день" невероятно популярен в западном научпопе. Особенно плотно подобными путешествиями в прошлое нафаршированы средневековая Англия и античный Рим. Тут по улицам можно гулять в десятках томов, до минут восстанавливая уклад жизни и распорядок дня. В этом плане у Матышака никакой оригинальности нет.
Нет её и в структуре книги. Он берёт хронологию по часам и в каждой главе отражает судьбу одного абстрактного торговца, политика или раба, основываясь на совсем не абстрактных персонажах из истории и представляя, как тот мог бы вести себя в реальной жизни. Источники – от древнегреческих трагедий до результатов археологических раскопок. А сверху с горкой, разумеется, её величество фантазия. Пардон, реконструкция.

Но вот "Один день" Матышака получается на редкость удачным, в отличие от многих подобных работ. Видимо, дело в том, что читается книга – словно сборник исторических рассказов в художественном формате. Герои крайне нескучно проводят время, их судьбы в разных главах пересекаются, а при всём при этом мы узнаём, как жили, работали и ели крайне древние греки. Посреди текстов возникают вставки в виде цитат из исторических документов и античных произведений плюс музейные фотографии.

По своему опыту к экватору подобных текстов меня лично начинает клонить в сон, но тут эффект обратный. Неожиданно, популярно и увлекательно. Для тех, кто хочет окунуться в эпоху и при этом не чувствовать себя читателем школьного учебника или высоколобой академической работы.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Биография недели

Петри Силас
Алекси Лайхо. Гитара, хаос и контроль
2022. ЭКСМО

Аннотация: История лидера финской метал-группы Children of Bodom Алекси Лайхо  впервые на русском языке! Автор этой книги Петри Силас рассказывает историю от первого лица. Голос Алекси Лайхо, такой же бескомпромиссный и резкий, как и его гитара, звучит в каждой главе, рассказывая нам правдивую историю о том, как мальчик из Манккаа стал рок-иконой и как, пройдя все испытания, выпавшие на жизнь музыканта (изматывающие репетиции, провалы, успех, безумные вечеринки, тяжелая травма), Алекси остался человеком, преданно любящим свое дело и мечтающим о спокойной и счастливой жизни в кругу семьи на берегу Австралии.

Наше мнение: История Алекси Лайхо не предполагала трагического финала. Несмотря на многочисленные слухи, для обширной мировой метал-тусовки его скоропостижная (по крайней мере, в пиар-поле) смерть оказалась громом среди ясного неба. Более того, в книге Петри Силаса целых два коротких послесловия. Одно от самого лидера Children of Bodom – о коронавирусных временах (от 2020 года) и второе – от автора, уже после того, как самое плохое случилось. И даже сам Лайхо, который, казалось, давно завязал с пагубными привычками и начал новую жизнь, предчувствует яркий и плодотворный период в творчестве – после того как COB сказали всё и появилась его новая группа Bodom after Midnight, кстати, с очень нажористой EP, требовавшей полноценного продолжения.

Если не брать во внимание смерть от последствий алкоголизма и употребления лекарственных препаратов, то мемуары Алекси Лайхо, записанные журналистом от первого лица, – смесь истории "золотого мальчика" от мелодик-дэт-метала и классических воспоминаний рок-н-ролльной эпохи а-ля 70–80-е.  С бесконечными концертами, возлияниями, встречами и конфликтами. Масса интересной фактуры, море известных персонажей плюс закулисье работы с рекорд-компаниями.

"Гитара, хаос и контроль" не предполагает излишней литературности, полноты и даже какой-то чёткой структуры. Финн рассказывает историю своей жизни последовательно, но обрывочно, словно это след дневниковых записей. В этом, пожалуй, и относительное доказательство правдивости. Ведь память она такая, не бывает чистенькой и детальной. Если мемуары написаны чересчур гладко и подробно, до мелочей, то всем становится понятно, что это больше художественное произведение, чем реальные воспоминания.

Наиболее ярко Лайхо описывает детство, юность и становление группы. Здесь всё прямо живое и очень тёплое. Чем дальше в лес, тем менее последовательными становятся тексты. Возможно, это отчасти и следствие постоянного алкогольно-лекарственного состояния, помноженного на усталость и полуторагодичные туры на износ.
В любом случае это очень атмосферное и приятное чтиво для всех поклонников тяжёлой музыки. Тем более раскрывает оно личность Алекси в пику его нордическому и брутальному образу, который укоренился в сознании под влиянием COB и ряда интервью. О домашнем и эмоциональном Лайхо стоит прочитать. И снова переслушать дискографии замечательной команды.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Показать комментарии