Книжные новинки. "Рассказ служанки" наоборот и мемуары жены Байдена

Рассказываем, что почитать в ноябре 2021 года. Самые интересные новинки издательств. Обзор Metro

Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"

Фем-роман недели

Юлия Яковлева, Карина Добротворская
Мужчина апреля

2021. ЭКСМО

Аннотация: В мире будущего сбылись все пророчества настоящего, и Грета Тунберг стала божеством толпы. Смертельный вирус убивает только мужчин, поэтому каждый редкий представитель бывшего сильного пола слаб и уязвим. Преступления против животных караются едва ли не жестче, чем преступления против людей. Каждая эмоция подлежит контролю, а за лишний грамм веса ты получаешь штраф...

Наше мнение: Если пролистать список новинок этого года, то как минимум несколько раз вы наткнётесь на клонированный "Рассказ служанки" наизнанку. Взгляды "авторок" всех мастей в будущее, когда мужчинам внезапно поплохело и они на радость (или не совсем радость) прекрасному полу перестали чадить и портить атмосферу, набирают критическую массу. Вот только жанры разные – от технотриллера "Земля матерей" (выйдет в конце года на русском) до лёгкой женской антиутопии в "Мужчине апреля". Яковлева до сих пор отметилась "Ленинградскими сказками", крепкой подростковой военной прозой в пяти томах, а Добротворская – сентиментальным романом о любви в антураже богемного Петербурга 90-х ("Кто-нибудь видел мою девчонку?" экранизировали). В тандеме у них вышла простенькая, ни к чему не обязывающая юмористическая не то полуфантастика, не то слегка гипертрофированная реальность, в которой они собрали не "Этвуд плюс Оруэлл", как гласит аннотация, а скорее ироничный гербарий всех либеральных трендов и мемов последнего времени. Более-менее удачно и развлекательно. И даже творящийся абсурд на фоне новостной повестки не выглядит безумным. Эпитеты, которые гуляют в Сети (амбициозная антиутопия, захватывающий роман-размышление), на самом деле так себе и не про этот текст точно. Но лёгкое послевкусие от него будет в виде мотивации задуматься о том, что даже самые светлые идеи могут быть превращены в монстра, если перегнуть палку, и что наши представления о мире – лишь условность. Банально, но факт.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

"Марсианин" недели

Энди Вейер
"Проект "Аве Мария"

2021. АСТ

Аннотация: Райланд Грейс приходит в себя на борту космического корабля. Он не помнит своего имени и понятия не имеет, как здесь оказался. Единственное, что он знает наверняка, это то, что он спал, а сейчас проснулся и компанию ему составляет парочка мертвецов. Воспоминания приходят обрывочными картинками... Похоже, когда-то он работал школьным учителем, а потом... черт, да что же случилось потом?

Наше мнение: Энди Вейер – Золушка современной литературы. Редко когда дебют (тот самый прогремевший "Марсианин") не просто становится бестселлером, но и в мгновение ока переносится в Голливуд в цепких лапках гуру Ридли Скотта да ещё с  Мэттом Дэймоном. Впрочем, музыка играла недолго: второй роман "Артемида" получил очень смешанные отзывы. Лично я его дочитал далеко не с первого раза, отчасти через силу: слишком он был камерным и скучным. Считайте "Аве Мария" возвращением в форму бывшего программиста, ставшего литератором. Смесь очередного "выживача" (на этот раз в космосе, а не на Марсе) и ироничного приключения в замкнутом пространстве. Условности от Вейера все на своих местах: будут и штампы, и наивность, и пустоты в повествовании и динамике. Но они не мешают, ибо третий роман автора воскрешает в памяти ту самую твёрдую научную фантастику, которую мы, кажется, безвозвратно потеряли. Во-первых, американец рисует не очередное "фэнтези" с от балды созданными законами и летающими через полгалактики кораблями, а обращается к научным знаниям, при этом актуальным. Как может. Во-вторых, герои, диалоги и антураж выглядят живо и не занудно. Конечно, Вейер явно вдохновлён опытом "Марсианина" и сразу добавляет голливудского лоска с намёком на экранизацию, но, кажется, не перебарщивает. В целом "Проект" получился. Главное, дальше опять не сделать два шага назад.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Детектив недели

Вито Франкини
Хищный зверь

2021. ЭКСМО

Аннотация: В одном из престижных кварталов Рима происходит то, что полиция поначалу принимает за убийство и самоубийство: муж и жена найдены в своей постели, он с пистолетом в руке. В ходе следствия обнаруживается загадочный человек, с которым обе жертвы контактировали в день смерти. Детектив Сабина Монделло быстро попадает под действие его мощной харизмы, потрясающей притягательности и блестящего ума.

Наше мнение: Современной итальянской литературы в России издаётся немного. Тем более под грифом "Национальный бестселлер" и одновременно с аннотацией, которая годится для второсортного скандинавского нуар-детектива. А вот что будет дальше, вызывает удивление. На поверку "Хищный зверь" оказывается мрачной мелодрамой с нарочитым психологизмом, выдвинутой на первый план сексуальностью и попыткой погрузить в вязкую, тягучую атмосферу. Поначалу текст ещё прикидывается детективом, но после доброй сотни страниц окончательно перестаёт интриговать расследованием, а интрига так и не возвращается. Текст можно назвать местами абсурдным, парадоксальным, странным нуарным "гаремником", если бы не одно но: автор – капитан итальянской полиции и уверяет, что книга основана на реальной истории, лишь чуть приукрашенной. При этом роман, несмотря на изрядный сериальный мелодраматизм, почему-то затягивает и просто-напросто заставляет себя дочитать. В большей степени – внутренней философией (здесь её много и даже чересчур) и бесконечными беседами о "тщете всего сущего", точнее, запутанных отношениях не только мужчин и женщин, но внутри общества в целом. Манипулятор, напоминающий лидер-сектанта, не просто ведёт бесконечные заумные разговоры с женщиной-детективом, попавшей к нему в капкан, но и призывает читателя переосмыслить вечные темы. Да-да, что такое любовь, в чём смысл жизни и далее по списку. Занятно, но если вы хотите триллера, как обещают анонсы в Сети, можете разочароваться.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

"Их нравы" недели

Алексей Тарханов
До востребования, Париж

2021. АСТ

Аннотация: Алексей Тарханов – журналист, архитектор, художественный критик, собственный корреспондент ИД "Коммерсантъ" во Франции. Вместе с автором мы увидим сегодняшний Париж – зимой и летом, на параде, на карантине, во время забастовок, в дни праздников и в дни трагедий. Поговорим о еде и вине, об искусстве, о моде, ее мифах и создателях из Louis Vuitton, Dior, Hermès. Услышим голоса тех, кто навсегда влюбился в Париж: Шарля Азнавура, Шарлотты Генсбур, Zaz...

Наше мнение: Экспаты, временные или постоянные, окопавшись на месте, активно пишут путевые заметки и сочинения об "их нравах". Если вы часто натыкаетесь на крайне раздражающие, малограмотные эссе, граничащие с "Википедией", то не одиноки. Сочувствую вам – я тоже! Томик зарисовок и дневниковых записей Алексея Тарханова – редкий случай не просто занимательного чтива, а того, которое, с одной стороны, сочетает хорошие стиль и язык, с другой – дает представления о стране больше, чем иная серия телепередач. А ведь тут только буквы, без визуала. Даже если вы не были в Париже, натурально вас будут преследовать запахи, образы, картинки. И жизнь в столице Франции освещена не только по линии круассанов, вина, высокой кухни, моды и прочих стереотипов (хотя тут всё также очень любопытно), но и в сотнях других менее очевидных тематик: "суровая" парижская зима, фантомные боли населения, реакция на теракты Charlie Hebdo, "жёлтые жилеты" и коронавирусные ограничения. Один мужичок, который написал объяснительную для полицейских на выход из дома с пометкой "пошёл топиться, не могу больше сидеть с женой", чего стоит! Ну и сами встречи с Евой Грин или Zaz в домашней обстановке – это прелесть! В общем, вы уже поняли: читается влёт.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Мемуары недели

Джилл Байден
Там, где свет

2021. ЭКСМО

Аннотация: Джилл Байден, первая леди США, жена президента Джо Байдена, откровенно рассказывает о том, скольких душевных сил потребовало построение семьи и собственной жизни. От веселых розыгрышей в юности до заложенных ею семейных традиций, которые помогали преодолеть трагедии и кризисы: развод, болезнь и неудачи мужа, смерть пасынка...

Наше мнение: Когда у тебя за спиной несколько десятков мемуаров от политических гигантов из-за океана (в основном – в оригинале), складывается чёткое понимание, что в США орудует целая банда литрабов, вписывающая воспоминания в шаблоны. Это не значит, что карета в один миг превращается в тыкву, ибо личный опыт – прежде всего. Просто факт. У Джилл Байден акценты лишь немного иные, хотя стилистика, понятно, классическая для такого рода творчества. Во-первых, политики Джилл касается поверхностно, в основном в бытовом плане. При этом подано это не откровенно демонстративно (мол, не хочу туда лезть, это мужнино дело). Читать о том, как она "убегала" из Белого дома покупать подарки супругу или пыталась сообразить, как разместить охрану на лекциях, чтобы не пугать студентов, как минимум занимательно. В целом же её книга – о семейных ценностях, вере, непростом пути в отношениях, потерях и обретении себя, а не о тайнах мадридского... пардон, вашингтонского двора. Во-вторых, в отличие от многих железных леди (возьмите Хиллари Клинтон, Мишель Обаму или недавний опус Камалы Харрис, первой женщины вице-президента Америки), она не старается быть намеренно назидательной. Учить, наставлять – не то чтобы её. Разве только по касательной, пунктиром. В-третьих, воспоминания кажутся достаточно искренними, эмоциональными и лаконичными. Да, есть в этом классический заход в человеческое измерение, женскую прозу, расчёт понятный, но это не уходит в пассив. В меру увлекательно.  

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Показать комментарии