Книжные новинки. Средневековый секс, сёгуны и Иванушки International

Рассказываем, что почитать в октябре 2021 года. Самые интересные новинки издательств. Обзор Metro

Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"

Тихий бестселлер недели

Ричард Осман
Клуб убийств по четвергам
2021. Манн, Иванов и Фербер

Аннотация: В доме престарелых, расположенном среди мирных сельских пейзажей, четверо друзей еженедельно встречаются в комнате для отдыха, чтобы обсудить нераскрытые преступления. Они называют себя Клубом убийств по четвергам. Элизабет, Джойс, Ибрагим и Рон уже разменяли восьмой десяток, но у них всё ещё есть кое-какие трюки в запасе. Когда местного строителя находят мёртвым, Клуб убийств по четвергам внезапно получает первое настоящее дело.

Наше мнение: Иногда крайне любопытно, по каким критериям тексты становятся бестселлерами (про издательскую рекламу понятно – там все великие и прекрасные, мёд льётся рекой). Самый продаваемый дебютный роман со времён Джоан Роулинг. Самая продаваемая книга 2020 года. Впереди – фильм и порядка 40 переводов. Короче говоря, пока сквозь регалии доберёшься до аннотации, постареешь. При этом "Клуб" – роман патриархальный, консервативный, особо ничем не выдающийся, не удивляющий и не шокирующий. В нём нет лихих погонь, обнажёнки, светской хроники и всего того, что выводит книги на вершины рейтингов. Мой вам совет: "наевшись" наградного списка, не ждите от Османа откровений, можете жестоко разочароваться. А если хотите неплохо провести время с ламповой, уютной книженцией без претензий, то велком, возможно, получите удовольствие. Нам светит типичный британский детектив с необычной завязкой, совершенно казуальным содержанием, довольно неспешным повествованием, отсутствием ярко выраженной интриги и сонмом причудливых персонажей со своими скелетами в шкафу. Они по сути и есть соль романа, ибо автор списал обитателей дома престарелых с реальных старичков и старушек из английской глуши. Более того, по ходу часто вообще забываешь, что детектив предполагает поддержание интереса к финалу, когда все маски будут сброшены. В тексте есть сантименты, скрытый смысл (тема старости и самоидентификации), лёгкий юмор, который, правда, придётся ко двору не всем (да, тот самый английский). Чего там нет, так это маньяков и кровищи, характерных для современных детективов. И это прекрасно, но не способно сделать неплохую книгу шедевром.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Историческая реконструкция недели

Эми Стэнли
Незнакомка в городе сёгуна
2021. Манн, Иванов и Фербер

Аннотация: Многогранная история-путешествие японской женщины, которая противостоит традиционным устоям общества первой половины XIX века, а также портрет Эдо ­– города, который скоро станет Токио. Дочь буддийского священнослужителя после трёх неудачных браков, устроенных её семьёй, проявила бунтарский характер и решила бежать из дома в огромный, кипучий город сегунов.

Наше мнение: "Незнакомка в городе сёгунов" полна противоречий. И сама Цунено, и текст о ней. Эми Стэнли отталкивалась от своих академических интересов – она специалист по истории Японии, в частности, Эдо. И задачу американка поставила себе не тривиальную: взять обычную женщину первой половины XIX века и проследить за её судьбой, сделав историю беллетризированной. Подготовительная работа с документами проведена мастерски, насколько это можно понять из романа. Но это не научный труд, а именно "художка" по мотивам, так что вопрос остаётся открытым: получилось ли? Скорее да, чем нет. Почему всё настолько неоднозначно? Во-первых, от "незнакомки" очень пахнет "повесточкой". Стэнли откровенно хотела написать феминистский роман о стране, которая до сих пор крайне патриархальна и консервативна. Что уж говорить о 200-летней истории. Получилось с трудом. Ибо жизнь Цунено вряд ли говорит о её силе. Та больше похожа на хаос и метания, а мешают героине не обстоятельства и мужчины, а зачастую она сама. Во-вторых, историческая реконструкция с пояснениями от специалиста, коим является Эми, была бы, возможно, интереснее, чем вот такой художественный формат. Жизнь Цунено, несмотря на все хитросплетения, довольно скучная и обыденная, временами даже занудная. И героического в ней нет ничего. Где-то это плюс, тут – отнюдь. Впрочем, "Незнакомка" – любопытный текст, вряд ли его можно с чем-то сравнить, тем более при такой детализации темы. Поэтому поклонникам Японии и истории в целом рекомендуется без сомнений.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

История недели 18+

Розали Гилберт
Интимное Средневековье
2021. Манн, Иванов и Фербер

Аннотация: Взгляд изнутри на сексуальные практики Средневековья. Были ли средневековые женщины рабынями желаний своего мужа, носили ли в его отсутствие пояс целомудрия? Был ли секс обязанностью или удовольствием? Могла ли женщина говорить о своей сексуальности и своём теле? Нет. И в то же время – да.

Наше мнение: Всё, что вы хотели (хотели ли?) знать о сексе в Средние века и боялись спросить! Если при детальном описании интима в любых проявлениях, со всеми физиологическими подробностями, вам становится не по себе, а лицо краснеет, то даже не пытайтесь читать эту книгу. Она не просто натуралистична и подробна, а и сверх того. Средневековье в последнее время обрело второе (третье? тридцать третье?) дыхание, так что от тамплиеров, крестовых походов и прочей киношной банальности дошли уже до "вот этого". Но в отличие от учёных Викторианской эпохи, которые многое напридумывали (в том числе викингов в рогатых шлемах и прочие шаблоны массовой культуры) нынешние академики имеют возможность разложить всё по полочкам. И опять же посмотрите на переводчика. Писала Гилберт, конечно, о женщинах ("The Very Secret Sex Lives of Medieval Women" – оригинальное название). Так что рассматривается история чисто в феминистском свете: как угнетали прекрасный пол. Но по смыслу здесь без перегибов: критиковать те устои есть за что. Это мягко говоря. Достаточно взять судебные разбирательства об изнасилованиях, где судьи были априори на стороне мужчин, а те уходили от возмездия – не виновен! Что касается стиля изложения, то он, конечно, неоднозначный. Автор каждую тему делит на подглавки по отдельным персонажам (разумеется, женским) из исторических документов, а повествование становится суховатым и монотонным. Но в целом тема, пожалуй, раскрыта, да и с объёмом Гилберт не перестаралась: финал наступает быстро.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Саундтрек недели

Александр Горбачев
Не надо стесняться
2021. Институт музыкальных инициатив

Аннотация: "Не надо стесняться" – книга о 169 постсоветских поп-хитах, которые знает наизусть почти каждый житель России (хоть и не всегда по своей воле). Про каждую песню рассказывают создатели её успеха: исполнители, композиторы, поэты, продюсеры, клипмейкеры. Из смешных курьёзов, случайных озарений и творческих рецептов собирается история российской популярной культуры последних 30 лет: от "Кар-Мэн" до Моргенштерна. Основой для книги послужил номер журнала "Афиши" 2011 года.

Наше мнение: Приписка в аннотации "хоть и не всегда по своей воле" – это прямо в точку. Про меня. Я никогда не слушал русскую попсу (Бог и иже с ним миловали), глубоко и давненько (с середины 90-х) подсел на тяжёлую музыку всех мастей, прогрессивный и хард-рок, джаз и блюз, но первые две трети книги меня не удивили. Поскольку все эти треки от Андрея Губина, Иванушек и прочих алёнапиных нельзя было не слышать из каждого утюга, если ты был в те времена в более-менее внятном возрасте. Подпевали ли вы или плевались, не важно. Ну и потом это часть музыкальной истории страны: позорной или, наоборот, – позитивной, также не имеет значения. В любом случае читать истории, стоящие за шлягерами из мрачных и лихих 90-х, интересно. И всё – от лица авторов и продюсеров, прямой речью, что ценно. С тучными 2010-ми уже посложнее: здесь персонажи к музыке нередко не имеют никакого отношения. Это часто просто набор звуков от фриковатых товарищей, которые больше интересны народу светской хроникой, чем собственно альбомами. В этой части я лично сдался, но фанаты современной русской попсятины наверняка продолжат ознакомление. И будут вознаграждены

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Активизм недели

Елизавета Александрова-Зорина
Рюссен коммер!
2021. ЭКСМО

Аннотация: "Рюссен коммер!" – роман про свободу. Свободу выбора судьбы, любви, страны, в которой ты хотел бы жить. Героиня Елизаветы Александровой-Зориной – политическая активистка, на чью долю выпадает вынужденная эмиграция, удивительная жизнь в Европе и не менее удивительное возвращение домой, в Россию. Роман написан в духе новой журналистики, максимально публицистично, остро и с "открытыми глазами".

Наше мнение: Давно в отечественной художественной прозе не было столь натуралистичного оппозиционного романа. Всё в основном почти пелевинские антиутопии, где персонажи говорят понятно о чём, но откровенно завуалированно. Елизавета Александрова-Зорина, журналистка по профессии, поступает по-другому, благо придерживается ультра-левых взглядов, как сообщают её краткие биографии в Сети. По тексту "Рюссен коммер!" кажется, что свою внутреннюю борьбу она проецирует на героев, которые бы точно устроили революцию, как в 1917-м, если бы оказались смелее или удачливее. А, может быть, и не устроили, а просто фантазируют, ибо в революции нет ничего романтического. Сюжет начинается с пыток в полиции, невероятно простого перехода границы и бегства альтер-эго Елизаветы (или не альтер, не суть) в Швецию. При этом ни тут, ни дальше не возникает серьёзных претензий к реалистичности происходящего (ну почти!). Всё это могло вполне происходить как-то так. И происходит: читайте телеграм-каналы. Написан текст по-журналистски, в свободном стиле, без излишней "художественности": близко к народу и публикациям из интернет-СМИ. Словно автор сама была-видела. Диалоги живые, описания не скучные, сюжет хоть и предсказуемый с прогнозируемым возвратом на Родину (какие спойлеры? возьмите аннотацию!), но динамичный. Смыслов в книге масса и кроме "там хорошо, где нас нет", поэтому не буду портить удовольствие. "Рюссен коммер!" прочитать стоит. Товар не то чтобы штучный, но и не массовый точно.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Показать комментарии