Книжные новинки: Юкио Мисима, манифест едока и современное искусство

Рассказываем, что почитать в июле 2021 года. Самые интересные новинки издательств. Обзор Metro

Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"

Старая новая классика недели

Юкио Мисима
Жизнь на продажу
2021. Азбука 

Аннотация: Юкио Мисима – самый знаменитый и читаемый в мире японский писатель. Прославился он в равной степени как своими произведениями во всех мыслимых жанрах, так и экстравагантным стилем жизни и смерти (харакири после неудачной попытки монархического переворота). В романе "Жизнь на продажу" молодой служащий рекламной фирмы Ханио Ямада после неудачной попытки самоубийства помещает в газете объявление: "Продам жизнь. Можете использовать меня по своему усмотрению. Конфиденциальность гарантирована".

Наше мнение: Очень странное ощущение читать "новое" произведение классика – трижды номинанта на Нобелевскую премию, автора "Золотого храма" и "Исповеди маски" – через полвека после его смерти, когда, казалось бы, вся библиография должна быть проанализирована до буквы. И ещё удивительнее тот факт, что "Жизнь на продажу" не перевели на русский раньше, ведь это очень удачный авантюрный, парадоксальный постмодернистский и при этом очень японский роман, который исследует близкую менталитету этой страны тему. Тяга к саморазрушению с разной степенью погружения в психологию героев проходит красной нитью через всю литературу Японии XX века. Несмотря на выбор темы, "Жизнь на продажу" выглядит совершенно не занудно и грузно (упаси боже, никакого пост-Достоевского а-ля Оэ Кэндзабуро). Наоборот, достаточно серьёзная завязка даёт мощный пинок сюжету, который раскручивается по пути от лёгкого трагизма к абсурду вплоть до какого-то почти шпионско-комедийного финала. Здесь в гармоничном торнадо крутятся психологизм, китч, сатира, эротизм, который был всегда свойственен Мисиме, и местами повествование в русле Гая Ричи или Тарантино. В этом плане автор пишет, пожалуй, самый не характерный для себя роман, уходя в сторону бульварщины, ранобэ (романы в мягкой обложке, популярные в Японии) и даже манги. Разумеется, чисто стилистически. И ещё момент: книга выглядит очень современно. Возможно, именно факт перевода её в 2021 году поможет многим "найти" Мисиму (или обрести его заново) и пройтись по классике. Только учтите: в ней вы никаких вампиров не найдёте, а здесь они есть!

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Подростковый роман недели

Сосукэ Нацукава
Кот, который любил книги
2021. Азбука 

Аннотация: Старшеклассник Ринтаро Нацуки собирается закрыть букинистический магазин, который унаследовал от любимого дедушки. Но однажды самым обычным днем среди стеллажей появляется говорящий кот по имени Тигр. Он увлекает подростка за собой в захватывающее путешествие, цель которого – спасение книг. Сначала от интеллектуала, запирающего сотни томов в шкафу, затем от профессора, маниакально кромсающего страницы ножницами… Что ждет юного Ринтаро и его подругу Юдзуки на этом пути и как им спасти все книги, оказавшиеся в опасности?

Наше мнение: Для тех, кто теряется при виде термина young adult, есть другой, более привычный в русскоязычном пространстве – подростковая литература. В последнее время первый из них приобрёл "вредные" ассоциации благодаря Голливуду и всяческим "Голодным играм", но и старорежимные вещи для всех, универсальные, продолжают выходить. И в этом смысле Нацукава пишет очень тёплую и светлую (кто-то точно скажет ламповую) "книгу о книгах", в которой нет ничего оригинального (более того, она, пожалуй, антиоригинальна), но которую вряд ли захочется бросить. Между строк (и в них самих) так и сочится мораль и основной посыл текста: читайте много, читайте медленно и с удовольствием, не разменивайтесь на ширпотреб, берегите книги. В общем, любите литературу нежно и трогательно! Прямо программное заявление от "Партии зануд в очках с диоптриями". Взрослым от всей этой котовасии (кот там действительно есть, говорящий!) может быть слегка скучно. Ведь очевидно, что роман ориентирован на подростков, которые нащупывают свой путь в книжном мире и на которых обрушивается весь поток популярных развлечений вроде "тиктоков", так и орущих: зачем тебе эти скучные книги, нафталин, лучше отключи мозг и включи видосики. Но тему в таком лёгком и увлекательном приключенческом формате поднимать надо – и возвращаться к ней время от времени. А в плане атмосферы это добрая старая сказка из XX века с моралью и подтекстом – вроде "Маленького принца". Мы в ответе...

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Арт-книга недели

Майкл Шнейерсон
Бум. Бешеные деньги, мегасделки и взлет современного искусства
2021. КоЛибри 

Аннотация: Рынок современного искусства – особый мир, развивающийся по своим законам, и в то же время это неуправляемая, не подвластная никому стихия, аккумулирующая гигантские денежные потоки. Майкла Шнейерсона, сотрудника журнала Vanity Fair, интересуют скрытые механизмы этого рынка, его участники и история с 1940-х годов до наших дней – то есть история его невероятного роста и превращения в индустрию.

Наше мнение: Для обывателей мир искусства – тёмный лес. Тянет аудиторию в большинстве своём на скандалы а-ля "в наших музеях сплошь подделки" и заголовки новостей, где в очередной раз "модные каракули" ушли за столько-то миллионов долларов с молотка. У Шнейерсона получился настоящий арт-детектив, который позволяет заглянуть за кулисы этой "адской кухни" современного искусства. Имена, эпохи, города и особенно детали будут меняться стремительно в безумном танце, а вывод окажется очень простым и скорее грустным: сегодня искусство создают не художники, а дилеры, для которых все эти картины и инсталляции – лишь бездушные вещи, активы вроде акций Google или биткоинов. Вместо развития мы получаем большой восточный рынок в базарный день, где нахваливают бросовый товар и сбывают побрякушки, маскируя их под уникальные артефакты. Если отвлечься от общего посыла книги, то она увлекает не на шутку, хотя текст перенасыщен деталями и трендами, когда, будучи не особо глубоко в теме (да что уж там, плавая лишь на поверхности), уже через несколько страниц начинаешь путаться в именах и терминах. Всё-таки для того, чтобы легко осилить "Бум" и получить от него истинное удовольствие, нужно иметь некоторое представление о том, чем современное и не очень искусство живёт. Как минимум на стартовом уровне вроде Джексона Поллока и иже с ним. Но даже если вы не настолько продвинуты, попытаться стоит.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Детектив недели

Такэси Сиота
Голос греха
2021. ЭКСМО 

Аннотация: Этот голос из прошлого… Он звучит – как приговор. Вы нашли среди вещей своего отца старую аудиокассету и потрепанный дневник. И застыли от ужаса. Потому что, читая пожелтевшие страницы, поняли: ваш отец был причастен к самому громкому преступлению последних 30 лет. А с магнитной пленки доносится инструкция преступников, диктующая, куда им должны привезти деньги. И читает ее… ваш детский голос!  

Наше мнение: "Голос греха" – не художественная выдумка, а беллетризация так называемого "Дела Глико Моринага", или "Дела монстра с 21 лицом", которое прогремело в Японии в середине 80-х. Расследование запутанного преступления в бизнес-среде, где слились воедино похищение и шантаж, так ничем и не закончилось, а сама канва надругательства над известным брендом, когда на полки магазинов подбрасывали сладости с синильной кислотой, вообще из разряда креативного криминала. В этой истории до сих пор гораздо больше вопросов, чем ответов. И да, она отлично подходит для детектива, в очередной раз доказывая, что реальная жизнь часто интереснее и неординарнее всех закрученных киношных сюжетов. Сиоте удалось передать весь хаос, психологизм и некую "мистику" ситуации на страницах своего романа, нагнав атмосферы и загадочности. Само дело словно сошло с киноэкрана – столько много там нестыковок. Даже кодовое имя преступника или группы (тот самый монстр с 21 лицом) взято из произведения классика детективного жанра, японского Конан Дойля (или точнее, учитывая характер романов, Агаты Кристи) – Эдогавы Рампо. Для Сиоты интересно не столько дело, сколько судьба отдельных персонажей и попытка посмотреть на события под разным углом спустя три десятилетия, хотя свой собственный ответ на вопрос, что же произошло в злополучном 1984-м, он даёт.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Нон-фикшен недели

Майкл Поллан
В защиту еды. Манифест едока
2021. Манн, Иванов и Фербер

Аннотация: Глубокое исследование современной культуры потребления еды от эксперта Майкла Поллана. Под едой автор понимает здоровую, настоящую, простую пищу, а не ту, что мы видим в магазинах – в привлекательных упаковках и заявленную как полезная для здоровья. В своей книге он призывает перестать изучать списки труднопроизносимых ингредиентов на упаковках, отказаться от модных диет и заново разобраться, что же такое правильное и здоровое питание.

Наше мнение: Книги "о вкусной и здоровой пище" призваны избавить нас от лукавого и научить походам по магазинам со знанием дела, но в сущности они приводят к обратному эффекту: читатель в потоке новинок (а сегодня это отдельный полноводный жанр) погружается всё глубже в пучину потребительской мифологии. Поэтому, раздобыв очередной томик, заставьте себя не верить всему на слово. Поллан вроде бы поступает верно: он старается объяснить, что поток нон-фикшен о правильном питании глубоко грешен, нафарширован непроверенными фактами и сомнительными экспертами, зачастую простимулированными со стороны корпораций, а популярный ныне подход так называемый нутриционизм (пищевая ценность еды это сумма всех ее отдельных питательных веществ, витаминов и других компонентов) путь в никуда. И тут же скидывает в топку те же самые смыслы, в том числе даёт некоторые рекомендации, которые актуальными были лет 20 назад, и приводит в пример специалистов по питанию, чья репутация вызывает большие сомнения ("Гугл" в помощь!). Советы, которые даёт автор, с логической точки зрения правильные (ешьте не слишком много, в основном растительную пищу, и так далее), но в конечном счёте оторваны от нашей жизни, в которой круговерть школ, офисов и перерывов на обед урывками всё равно ведёт нас за ручку к фастфудам. Защищать тут надо не еду, а нас от неё! Впрочем, как сборник базовых знаний и попытка разрушить мифы книга будет, несомненно, полезной. Благо читается легко.  

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Показать комментарии