Книжный обзор: Маргарет Этвуд, Ангела Меркель и черти в России

Рассказываем, что почитать в мае и июне из книжных новинок в России

Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"

Сборник недели

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Маргарет Этвуд, Дэвид Митчелл и другие
Новый Декамерон
2022. ЭКСМО

Аннотация: "Новый Декамерон" – это тоже своеобразный памятник эпохе коронавируса, которая совершенно точно войдет в историю. Редакторы The New York Times Magazine собрали 29 новелл, эссе, сказок, крохотных зарисовок и развернутых рассуждений. В них самые известные современные писатели попытались запечатлеть и осмыслить события, охватившие каждый уголок мира.

Наше мнение: Пандемия наглухо заперла всех дома, особенно со строгими западными локдаунами (тут вам не Россия!), так что волей-неволей матёрым авторам пришлось больше думать и писать, а не матёрым - тем более! Параллель составителей с творением Джованни Боккаччо понятна: они сравнили чуму середины XIV века с коронавирусом, а сам сборник подготовили как свидетеля эпохи (условия аналогичны – там вилла, тут городские квартиры). Получилось? Очень условно. Если "Декамерон" выстроен логично и действительно представляет собой великий литературный труд как оригинальных историй, так и переработанных, то в его новом воплощении ничего такого даже близко не прослеживается. Скорее, это компиляция совершенно необязательных рассказов, эссе и зарисовок, которые вы не без удовольствия прочитаете, но не сможете чётко указать на их историческую, литературную (и любую другую) ценность. Мило, разнообразно жанрово и стилистически, где-то более талантливо, где-то менее, с участием тяжеловесов вроде Маргарет Этвуд ("Рассказ служанки") и Дэвида Митчелла ("Облачный атлас"). Более того, основная масса их даже не обладает 100%-ными коннотациями с эпидемией. Выкинуть пару слов (или оставить, как есть) и можно треклятую корону вовсе не упоминать. Но богатство здесь в разнообразии. За разбухшей формой толстых романов мы забываем, что историю можно уместить в пять страниц вместо пятисот. Ну и парад авторов достоин того, чтобы пробежаться галопом по Европам, а к кому-то присмотреться повнимательнее. Тем более контекст здесь один, а реализована задача по-разному. И ничего, что это не "Новый Декамерон".

Исторический роман недели

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Хилари Мантел
Сердце бури
2022. Иностранка

Аннотация: "Сердце бури" – это первый исторический роман прославленной Хилари Мантел, автора знаменитой трилогии о Томасе Кромвеле ("Вулфхолл", "Введите обвиняемых", "Зеркало и свет"), две книги которой получили Букеровскую премию. Роман, значительно опередивший свое время и увидевший свет лишь через несколько десятилетий после написания. Впервые в истории английской литературы французская революция масштабно показана не глазами ее врагов и жертв, а глазами тех, кто ее творил и был впоследствии пожран ими же разбуженным зверем, – пламенных трибунов Максимилиана Робеспьера, Жоржа Жака Дантона и Камиля Демулена…

Наше мнение: Понятно, почему "Сердце бури" доходило годами словно добрый коньяк в бочке. Это космических масштабов попытка осмыслить Великую французскую революцию через призму её героев (или антигероев, как кому нравится). По большому счёту эдакая романизированная пьеса на 800+ страниц, в которой вся соль содержится в диалогах и словесных пикировках, а антураж идёт бонусом. Выводы о роли личности (точнее, личностей!) в истории и о значении каждого крошечного эпизода в Википедии из биографии Робеспьера, Марата, Дантона и далее по списку нужно будет делать самому. Художественная часть выстроена филигранно и захватывающе: понимаешь, насколько колоссальных сил потребовало это полотно, учитывая тот факт, что Хилари Мантел всё-таки нужно было придерживаться исторической канвы и перелопатить мемуары, воспоминания и прочее. Но учтите: это не монография, всё беллетризированно по максимуму и готово для сериальной постановки. Дорогой, с размахом и хорошими актёрами. Из сюжетов, знакомых со школьных лет, получается настоящий, круто закрученный и сваренный триллер, где всё меняется, искрится, словно повествование между строк напичкано спецэффектами. Вы вроде как осмысляете не саму ВФР (помните, как всё в школе хотелось сократить?), но осмысляете осмысление, авторскую трактовку британской писательницы. Если это не проблема, то от прекрасного текста вы получите удовольствие. Но есть и другие. Во-первых, каждодневная реконструкция распорядка дня революционеров вовлекает в бесконечную свистопляску, где "смешались в кучу кони, люди". Второстепенных персонажей, мимолётных деталей, малозначимых моментов просто море, они бьют фонтаном: иногда кажется, что вот-вот захлебнёшься. Во-вторых, временами складывается ощущение, что историю Мантел подаёт уж слишком глянцево и сериально, мыльно, драматизирует, рисует не тех самых персонажей из учебников, а каких-то новых, своих, что оправданно в художественном формате, но не всегда понятно, что от исторической достоверности в реальности осталось. Впрочем, в таком формате невозможно обойтись без жертв и допущений, пытаясь усидеть на двух стульях. Грандиозный исторический роман!

Социальное фэнтези недели

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Алексей Сальников
Оккульттрегер
2022. АСТ

Аннотация: Алексей Сальников – автор романов "Петровы в гриппе и вокруг него", "Отдел" и "Опосредованно". Его новая книга написана в жанре городского фэнтези. 2019 год, маленький уральский город. Оккульттрегеры – особые существа, чья работа – сохранять тепло в остывающих городах и быть связующим звеном между людьми, херувимами и чертями. Главная героиня Прасковья как раз оккульттрегер. Ей две сотни лет, она меняет внешность каждые четыре месяца и дорожит лишь гомункулом – своим спутником и помощником, принявшим вид ребенка. Но вдруг гомункулу начинает угрожать опасность...

Наше мнение: Сочетание депрессивной глубинки и динамичного городского фэнтези с херувимами и чертями - совершенно не новый приём, хорошо отработанный за рубежом, да и в России прополотый изрядно. Но по-прежнему рабочий. Тем более в исполнении Сальникова. Атмосферу даже нагонять не нужно, достаточно приехать в любую из точек на карте подальше от МКАДа и отойти минут на 15-20 от вокзала. И даже если бы автор не добавил того самого сверхъестественного, получился бы достаточно фактурный, но при этом далеко не звёздный социальный роман о маленьких людях в маленьком городе, их одиночестве и инаковости. Необязательный, но очень близкий большинству из нас хотя бы в бытовом плане. Меняет ли что-то другой пласт - фэнтезийный? Да по сути нет. Все тёрки между вечно живущими существами, находящимися незаметно сотни лет среди нас, только подчёркивают основные посылы и акценты "Оккульттрегера", а вовсе не оттягивают на себя внимание. Технически это по сути те же самые "Петровы в гриппе" - по языку, приёмам конструирования художественного текста, сюжетным подходам. Вплоть до отдельных кусков и архетипов. Сальников за счёт внедрения бессмертных пытается показать, что и в нашем, нередко суровом и сером существовании со скучным бытом есть притягательная сторона, даже если мы сами об этом не задумываемся, а простые, казалось бы, рядовые жизненные моменты, которые тонут в рутине, достойны того, чтобы обращать на них побольше внимания. А как ещё? Ведь нам некогда жить по четыреста лет.

Феминистский роман недели

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Элоди Харпер
Дом волчиц
2022. Манн, Иванов и Фербер

Аннотация: Роман – переосмысление судьбы женщин в древних Помпеях. История о том, как изменить обстоятельства, простить себя и обрести внутреннюю свободу. Амара – рабыня в Помпеях, ее тело принадлежит мужчинам, которых она презирает. Но ее дух не сломлен. Днем она гуляет по улицам с подругами по несчастью, находя утешение в смехе и мечтах о лучшем будущем. На улицах Помпеев полно возможностей, и даже раб способен поймать удачу за хвост. Но какую цену придется заплатить?

Наше мнение: Не надо себя обманывать. "Дом волчиц" - вовсе не попытка реконструировать жизнь и быт работниц лупанария (публичный дом) в древних Помпеях. По содержанию, смыслам и акцентам это очень современный роман, не говоря уже об антураже. История (в академическом смысле) реалистичной не является. Более того, Харпер максимально абстрагируется от детализации: всё выглядит общо, так, словно она не хотела нарваться на нудных историков, которые обвинят её в недостоверности (а это проще простого). Поэтому, если вы сюда пришли за яркой картинкой древнеримского общества, можете повернуть обратно. В противном случае ловите удачную, эффектную и относительно глубокую историю о дружбе, надежде даже на самом дне и желании обрести свободу с хорошо прописанными характерами и диалогами, а также неожиданно-ожидаемым хеппи-эндом (ибо он тут странно не вытекает из всего происходящего). Несмотря на брутальную составляющую, драматизм, бесконечные сексуальные сцены и насилие, восприятие героинь исключительно в качестве бессловесного товара писательнице удаётся сделать текст по-настоящему ламповым, уютным. При этом сюжет нельзя назвать сложным, многослойным. Скорее он довольно прямолинейный, с кучей самоповторов, медленно развивающийся и раскрывающийся в диалогах. Весь роман Амара либо ищет клиентов, либо их находит с небольшими интермедиями (где, на улицах Помпеев или пирах, не так важно). Впрочем, для вполне увлекательного старта трилогии, ориентированной на женскую аудиторию, этого, пожалуй, достаточно, но в дальнейшем хотелось бы явно больше содержания, детализации и динамики.

Биография недели

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Мэтью Квортруп
Ангела Меркель
2022. АСТ

Аннотация: Книга представляет собой первую серьезную биографию Ангелы Меркель. В ней рассказывается история профессионального и целеустремленного лидера, которого иногда называли "математиком власти", раскрывается личность, страсти и прошлое ничем не примечательного, скромного квантового физика, сумевшего всего за несколько месяцев подняться из политического небытия к вершинам власти.

Наше мнение: В жизни госпожи Меркель многое, если не всё, необычно. И карьеру она построила в неуживчивом мире мужчин, не обладая чрезмерной харизмой или выдающимся ораторским мастерством, и начала на поприще кабинетного учёного, что отразилось на её интересе к науке и докладам, которые она может слушать часами, и без проблем удерживала власть в течение почти 20 лет без какой-то особенной брутальной хватки, и ушла неожиданно: до неё канцлеры сами не отдавали "нажитое". Мэтью Квортруп попытался реконструировать не столько даже жизнь, а скорее мир (или мироощущение) Ангелы Меркель, этого кукловода на посту канцлера. У автора нет исключительной фиксации на её личности. Это не классическая биография в стиле ЖЗЛ - от пелёнок до промежуточных итогов. Книга глубоко погружает в немецкую и европейскую политику, пытается продемонстрировать механизмы принятия решений и всю подноготную этого закрытого и часто мифологизированного клуба сильных мира сего. На решение данной задачи работает структура (никакой чёткой хронологии) и эссеистичность изложения в журналистском ключе. Кто-то назовёт это недостатком, как и общую поверхностность текста. Но есть один нюанс: сама Меркель, несмотря на её публичность в течение трёх десятилетий, человек не публичный. Рассказывать о себе она не любит, и даже детство и взросление её покрыто некоторым набором тайн или противоречий (о некоторых Квортруп обмолвился). Так что выводы вам придётся делать самим или поверить автору, хотя, в частности, его апеллирование к Меркель в русле Макьявелли, выглядит, мягко говоря, спорно. В общем это хорошая точка входа для тех, кто интересуется европейской политикой, даже если вы хотели здесь побольше и преимущественно Ангелы.

Показать комментарии