Книжный обзор: научпоп об олигархах, Ай Вэйвэй и киберпанк в Москве

Традиционный книжный обзор Metro. Самые интересные книги от российских издательств в ноябре 2022 года

Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"

Роман недели

Джессика Ау
Скоро пойдёт снег
2022. ЭКСМО

Аннотация: Мать и дочь приезжают из-за границы, чтобы встретиться в Токио: они гуляют по каналам осенними вечерами, спасаются от тайфунов, обедают вместе в маленьких кафе и ресторанах и посещают галереи. Все это время они разговаривают: о погоде, гороскопах, одежде и предметах, о семье, расстоянии и памяти. Но какова истинная причина этого путешествия? Новелла Джессики Ау – это созерцательная медитация, элегия и поиск ответов на старые вопросы: чем можно измерить любовь и можно ли на самом деле познать внутренний мир другого человека?

Наше мнение: Какова истинная причина путешествия? Если вы вдруг запомнили этот вопрос из аннотации и ждёте однозначного ответа, то зря. У лауреата британской премии Novel Prize Джессики Ау на скромных 160 страницах романа вообще будет много тупиков. Даже скорее не тупиков, а непонятного, поскольку для тупика нужны начало и конец, а тут с этим проблемы. С явными кивками в сторону меланхоличной классической японской литературы (и постклассической тоже – возьмите “британца” Исигуро) австралийский автор погружает читателя в нескончаемый поток во всех смыслах этого слова – тем, настроений, мотивов, недомолвок, сцен.

В общем, если вы в каждом тексте ищете чёткую структуру и не любите просто дрейфовать по страницам, то “Скоро пойдёт снег” вызовет у вас массу затруднений. В том числе иллюзорностью или нереальностью происходящего в отдельные моменты, когда нельзя сказать, сон это или взаправду, воспоминание или то, что происходит здесь и сейчас.

Двигатель романа – эмоции; топливо – ностальгия, ошибки прошлого, трудности взаимоотношений, судьба мигрантов; основной творческий метод – созерцание. Ну и, разумеется, её величество Япония, настолько популярная, что туда массово мигрируют герои иностранных авторов. С ними вы пройдётесь по улицам, заглянете в лавки, выпьете кофе, насладитесь кухней, подслушаете нехитрые, но жизненные и глубокие диалоги.

При этом в конечном итоге понять, о чём в первую очередь хотела сказать Джессика Ау, невозможно. В таком формате это прекрасная основа для артхаусного кино с больших фестивалей, где визуальные решения и отдельные сцены будут важнее сюжета, которого тут практически нет. Текст построен на нюансах, лёгких акцентах, минимализме и ускользающих смыслах. Поэтому не для всех. Но для многих, кто оседлает волну и попадёт в настроение.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Научпоп недели

Элизабет Шимпфёссль
Безумно богатые русские. От олигархов к новой буржуазии
2022. Individuum

Аннотация: Противоречивая слава российских олигархов давно выплеснулась за пределы страны, где они сколотили свои капиталы. Весь мир сплетничает о них, то посмеиваясь, то осуждая, однако с неизменным удовольствием берет их деньги. А что они думают о себе сами? Австрийский социолог Элизабет Шимпфёссль, вот уже пятнадцать лет живущая в Лондоне, столице олигархов, провела сотню бесед с богатейшими людьми России и их приближенными, чтобы найти ответ на этот вопрос. Из ее книги вы узнаете, как олигархи объясняют свое безумное богатство, чему учат своих детей и что собираются делать в новой реальности, где им придется выбирать между комфортной жизнью на Западе и сохранением российских активов.

Наше мнение: В отличие от абсолютного большинства летописей, посвящённых  российским олигархам, “Безумно богатые русские” – действительно научпоп, а не попытка паразитировать на трендовой теме. Особенно после 24 февраля – даты, которая тут пунктиром есть: автор специально написала свежее предисловие летом (сам оригинал – 2018 года). И на первых десятках страниц вам подробно расскажут о методологии  исследования. Шимпфёссль запланировала этот текст в качестве кандидатской. Кому-то покажется слегка скучным, но это необходимо.

Основная цель работы – не развлечь народ очередными рассказами о приключениях в Куршевеле, залоговых аукционах и связях с британской элитой, а из первых уст узнать, как олигархи воспринимают себя сами и какое место занимают в мире. То есть составить некий портрет того самого класса богатых и сверхбогатых, которые предпочитают зарабатывать на родине благодаря близости к власти или без этого, а хранить в заграницах. А также их жён. С ними здесь тоже масса интервью.

Более того, во всех беседах правдиво передаются очень важные нюансы: если миллиардеры не хотят о чём-то говорить, информация не остаётся за скобками. И это важно, выводы каждый может сделать сам. Разве что учтите: книга ориентирована на западную аудиторию, так что многие вещи, хорошо известные на Руси, здесь могут разжёвывать. Но, вероятно, я просто переоцениваю знания российской аудитории.

Книга достойна внимания уже оттого, что собрать 80 олигархов и пообщаться с ними лично для одного-единственного исследования – это невероятная победа. За некоторыми, утверждает автор, пришлось побегать. Годы не отвеченных звонков и перенесённых встреч. Но сделать вроде бы научную работу очень читабельной, разносторонней, насыщенной интересными наблюдениями и массой нюансов, с журналистским прищуром – высший пилотаж.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Актуальная фантастика недели

Илья Техликиди
Антонов Коллайдер
2022. АСТ

Аннотация: Середина XXI века. РНКР – Российская НеоКоммунистическая Республика, которой управляют искусственный интеллект и крупные китайские корпорации. Каждый гражданин здесь под наблюдением. А те, кто борются с системой тотального контроля, объявлены врагами и экстремистами. Антон, корпоративный data-курьер, за день должен доставить двенадцать зашифрованных посланий – по числу станций Кольцевой столичной подземки. Не успеть нельзя. Коллайдер уже запущен.

Наше мнение: Основное ощущение от дебютного романа “креативного продюсера, музыканта и писателя” (цитата из аннотации) в том, что креативный продюсер, музыкант и писатель переиграл в Cyberpunk 2077 (тем более с новыми патчами!) и решил перебросить Джонни Мнемоника (вспоминаем гибсоновскую классику киберпанка, здесь адаптированная калька) в Москву. Дальше начинает работать безудержная, но довольно коктейльная фантазия автора, в которой смешиваются люди, кони, криптоюани, насилие, не очень логичные метания главного героя, классические бандосы из 90-х, клептократия, метавселенные, нейросети. Я ещё не стал перечислять другие избитые стереотипы жанра. Своеобразие в том, что всё это происходит на фоне достаточно узнаваемой российской действительности, где тотальная реновация не наступила, а власть немногих – на своём законном месте.

Скучен ли по итогу “Антонов Коллайдер”? Отнюдь нет. В меру развлекательно, в меру философски, с хорошими интерлюдиями из параллельных историй. Сама идея из закольцованности мира книги в виде Кольцевой московского метро (и коллайдер не забывайте, конечно!) неплоха, да и действие насыщенно, хоть и временами крайне бессмысленным образом, словно нарезка образов из киберпанка – игр, кино, книг, которыми явно восхищается Техликиди. Плюс отчасти можно похвалить автора за финал, хотя удивительным я бы его не назвал, но он и не слитый, как это нередко бывает в жанре.

Если вы стараетесь читать любые проекции будущего на нашу реальность, в которых есть не только мускулы и фантазии, но и смыслы (Пелевина, к слову, тоже), то вам, вероятно, стоит ознакомиться с романом. Не ожидайте от дебюта Техликиди слишком многого, но здесь будет масса приятных моментов.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Мемуары недели

Ай Вэйвэй
1000 лет радостей и печалей
2022. Альпина нон-фикшн

Аннотация: Воспоминания одного из самых влиятельных художников и активистов современности Ай Вэйвэя на фоне драматических событий истории Китая последних ста лет. Он рассказывает о собственном схожем опыте переживания насилия и унижения, о непростом решении оставить семью, чтобы изучать искусство в Америке, где позже подружился с Алленом Гинзбергом, был вдохновлен творчеством Энди Уорхола и работами Марселя Дюшана. Откровенно и остроумно он описывает подробности своего возвращения на родину и становления – от никому не известного художника до суперзвезды мирового искусства.

Наше мнение: В рейтингах влиятельности современных художников Ай Вэйвэй давно и стабильно занимает первые места. Не в последнюю очередь благодаря тому, что вся его жизнь превратилась в протест против тоталитарной машины (что может быть лучше и красноречивее для творца), и ему, в отличие от многих других коллег по цеху, не без удачи удалось выйти из этой борьбы если не победителем, то, по крайней мере, не проигравшим. Из тюрьмы в Китае его достали, а позже позволили уехать из страны.

Для поклонников современной китайской литературы в мемуарах художника не будет откровений. Страна в течение 30 лет переживала дичайшие эксперименты над сотнями миллионов человек, и история эта так или иначе коснулась всех. Как некогда у нас Великая Отечественная война. Поэтому здесь вас ждут типичные жизненные сюжеты Культурной революции и Большого скачка. Типичные – не значит скучные или какие-то дежурные, но широко освещаемые в китайской литературе последние 40 лет.  

О становлении художника здесь, разумеется, также будет, как и о противодействии системе. Но у текста есть несколько проблем. Пожалуй, главная в том, что от Ай Вэйвэя я лично ждал большей креативности и эмоциональности в части про его искусство и творческую биографию в целом. Мемуары выглядят суховато, как будто хронология его жизни из "Википедии" от первого лица. Разумеется, с другим уровнем рефлексии и детализации, но всё равно. Хочется больше вовлечённости автора, искренних описаний его приватных сторон жизни.

Вместо этого мы получаем некоторую позу, такую забронзовевшую статую борца и (извините за рифму) творца. Конечно, для художников и писателей это свойственно – создавать образ, пусть и не совсем реальный. Так что всё нормально. Воспринимать книгу стоит не только (и не столько) как персональную историю китайского автора, а скорее как историю страны. Если в этом и была задумка, то всё получилось.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

“Какао и плед” недели

Митико Аояма
Вы найдете это в библиотеке
2022. Манн, Иванов и Фербер

Аннотация: "Вы что-то искали?" – вопрос, который загадочный библиотекарь Саюри Комати задает всем, кто приходит к ней за книгами. Кроме списка литературы  каждый из пяти посетителей получает возможность изменить свою жизнь к лучшему: начать гордиться своими успехами и заботиться о себе, перестать искать одобрения окружающих, научиться ценить своих близких и доверять миру. Истории главных героев покажут, что ответы на все вопросы можно найти в библиотеке, а какой бы безвыходной ни казалась ситуация, с ней все еще можно справиться.

Наше мнение: Хороший представитель жанра “какао и плед” – уютная, почти что игрушечная книженция, такой японский young adult с мотивационной стороной и вдохновляющими сюжетами. Пять героев с довольно типичными жизненными историями, которые приводят их в библиотеку, где они получают книгу и совет. Работа, карьера, дети, семейная жизнь – ничего оригинального. Жаль, что в нашей районной библиотеке нет таких сотрудников! Хотя вру, может быть, и есть. Наверняка есть, просто не удалось на них так случайно наткнуться.  

Книга построена как матрёшка: каждый слой дополняет предыдущий. Всё максимально просто, доходчиво, вроде бы без откровений, понятно каждому на подсознательном уровне. Но тем сложнее применить такие знания в жизни: решиться, взяться, преодолеть. Своеобразный психотерапевтический эффект, только в очень уютной обёртке без назиданий.
Единственный минус романа в том, что удержать внимание до конца Митико Аояма не смогла. После двух-трёх историй становится понятна структура, и следующие можно написать самому, поскольку это самоповторы, пусть в вариациях. Но в целом ради пары приятных часов “Вы найдете это в библиотеке” стоит дать шанс.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Показать комментарии