Книжный обзор. Новый Орхан Памук и мемуары Уилла Смита

Рассказываем, что почитать в декабре 2021 года. Самые интересные новинки издательств. Обзор Metro

Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"
Книжный обзор. Фото "Metro"

Нобелевка недели

Орхан Памук
Чумные ночи

2021. Азбука-Аттикус

Аннотация: Орхан Памук – самый известный турецкий писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе. Его новая книга "Чумные ночи" – это историко-детективный роман. Место действия книги – средиземноморский остров, на котором проживает как греческое (православное), так и турецкое (исламское) население. Спокойная жизнь райского уголка нарушается с приходом в 1901 году страшной болезни – чумы. Для ее подавления, а также с иной, секретной миссией на остров прибывает врач-эпидемиолог со своей женой, племянницей султана.

Наше мнение: Для нас есть лишь одна эпидемия. Дальше работает обычная причинно-следственная связь: новый роман нобелевского лауреата вышел в оригинале весной 2021 года, а значит, ковид навеял, не иначе! Но тут логика даёт течь, ибо черновик был готов двумя годами ранее, при этом после долгой работы в архивах. В остальном всё сошлось, и пандемия доработала текст сама. Хотя мы уже далеко не малограмотные островитяне из начала XX века, затерянные на богом забытом кусочке суши, а цари природы с полётами на МКС, Интернетом на ладони и генной инженерией, по сути страхи, заблуждения и выводы у нас те же самые. Вспомните все последние истерии, противостояния прививочников и антиваксеров, QR-коды и гнев толпы, которая роняет вышки 5G. "Чумные ночи" вряд ли войдут в золотой пантеон работ Памука. Кому-то роман может показаться затянутым, кому-то даже скучным. Кто-то отметит отсутствие ярких персонажей и сюжетных поворотов. Но подкупает книга как теми самыми параллелями с ковидным настоящим, так и тщательной исторической реконструкцией. Если не вдаваться в подробности, вы можете и не понять, что и остров, и колоритные местные жители, и эпидемия выдуманы от начала и до конца (есть даже карта, как в заправском фэнтези!). При этом блестяще вплетены в историческую эпоху – детализированную участием реальных личностей, ссылками на документы и прочими финиками на стыке истории и беллетристики. Но главное для Памука другое: он показывает, что в условиях пандемии, то есть кризиса, нет правильных решений. Объявил карантин (пардон, локдаун, как модно говорить) разозлил людей и убил бизнес. Не объявил разозлил вирус и убил людей. А слухи и домыслы добьют всех. У "Чумных ночей" есть очевидное завершение, но финал нашего с вами "ковид-романа" только предстоит написать.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Мемуары недели

Уилл Смит, Марк Мэнсон
Will

2021. Бомбора

Аннотация: Из запуганного мальчишки – в легенду Голливуда. Эпическая история Уилла Смита, рассказанная им самим. Сложные отношения с отцом, взросление, головокружительная карьера и непростая личная жизнь – об этом и многом другом мистер "Я – легенда" откровенно рассказал в автобиографии Will. Смелая, вдохновляющая книга написана в соавторстве с Марком Мэнсоном, автором многомиллионного бестселлера "Тонкое искусство пофигизма".

Наше мнение: Уилл Смит – почти как Джеки Чан. В смысле его любят все (ну или, по крайней мере, не испытывают негатива к его персоне, что тоже неплохо). И мемуары он старался написать (надиктовать?) так, чтобы соответствовать своему образу счастливчика и рубахи-парня. Получилось? Скорее да, тем более с помощью нехилого соавтора. Читать Will не скучно. Тут масса простенького юмора, море воспоминаний и редкая комбинация открытости и пафоса. С одной стороны, Уилл Смит занимается показным самобичеванием, на публику признаёт свои ошибки и вытаскивает на свет события, которые бы многие постеснялись раскрывать. С другой на страницах просто зашкаливает количество эпитетов, характеризующих успех. Да так, что ближе к концу начинает подташнивать. О том, что из простого чёрного парня родом из Филадельфии он превратился в первого обладателя "Грэмми" за рэп-альбом и самого высокооплачиваемого актёра Голливуда, Уилл повторяет не десятки, сотни раз. Иногда в соседних предложениях и скопом. Плюс мемуарные клише, конечно, разбросаны в излишестве. Отец грубый и бил мать, но поддержал его на пути к мечте. Смит зазвездился и жёстко упал, но потом опять поднялся смотрите, как надо. Долго любил единственную, но она изменила. И он пустился во все тяжкие, но потом как нагрянула любовь на всю… Пардон, спойлеры пошли. Наконец, томик просто пухнет от житейского опыта и советов. Где-где, а на морализаторстве Уилл собаку съел – и отравился: слишком это навязчиво и странно смотрится. Впрочем, это условности, которые можно потерпеть. История "чернокожей Золушки" стоит того.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Научпоп недели

Брайан Фейган
Малый ледниковый период: Как климат изменил историю, 1300–1850

2021. Бомбора

Аннотация: Представьте, что в Англии растет виноград, а доплыть до Гренландии и даже Америки можно на нехитром драккаре викингов. Несколько веков назад это было реальностью, однако затем в Европе – и в нашей стране в том числе – стало намного холоднее. Людям пришлось учиться выживать в новую эпоху, вошедшую в историю как малый ледниковый период. И, надо сказать, люди весьма преуспели в этом. Эта книга рассказывает историю самого трудного, но, возможно, и самого прогрессивного периода в истории Европы.

Наше мнение: При всех недостатках книга Брайана Фейгана – замечательный повод задуматься о том, что человек ментально живёт в статике. Сколько раз мы только за этот год "обвиняли" природу с помощью синоптиков в том, что она устроила то самый холодный день за 128 лет, то самое жаркое лето. В общем, эпоха экстримов и Греты Тунберг. Но если копнуть глубже, то окажется, что современность вполне комфортна, а 650 лет до этого люди натурально выживали. Текст антрополога, которого, естественно, сразу "взяли в оборот" профи-климатологи, насыщен деталями. И это, пожалуй, его соль. Вы узнаете, к примеру, что треска, которой питались сотни тысяч человек долгие столетия, могла "психануть" и уйти в другие края из-за понижения температуры воды буквально на несколько градусов. И всё тут! Рыбу не упросишь вернуться обратно – с молитвой или без. Весь "Малый ледниковый период" состоит из таких фактов – почти кинематографичных, драматичных и судьбоносных, сменяющихся с большой скоростью. Но в конечном счёте минус в том, что у Фейгана теряются связи, а книга получается скорее журналистской, чем научной, и слегка сумбурной. Из всего нагромождения фактов автор забывает построить более-менее чёткую теорию. Было холодно? Люди умирали. Стало теплее? Люди умирали. Хворь убила картошку? В Ирландии вообще погибли миллионы. Возможно, попросту при том состоянии науки и общества другое течение жизни было нереальным, слишком человек зависел от капризов природы и несовершенства своих технологий. А ледниковые периоды тут (напрямую!) ни при чём. Делает ли это нас ближе к пониманию того, что происходит сейчас? Лишь отчасти. Но рецептов не даёт.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

"Нанокнига" недели

Олег Самохвалов
Ворота в ад. Семь и четыре

2021. Самиздат

Аннотация: Первая книга в формате upside-down. "Ворота в ад. Семь и четыре" – универсальная книга для семейной библиотеки. Раскрывая книгу, вы знакомитесь с одним из произведений: романом о любви или остросюжетной драмой о профессиональном спорте. Ворота в ад. Паша – одаренный пловец, готовый заплатить любую цену ради победы на Олимпиаде. На его пути к главной вершине в жизни спортсмена встает юный амбициозный Саша. Семь и четыре. Алексей – крупный бизнесмен, успеху которого можно только позавидовать. А еще он фантазер и талантливый рассказчик. Вместе с сыном и дочкой они погружаются в увлекательный и волшебный мир сказок.

Наше мнение: Маркетологи изо всех сил стараются продавать инновации. Если вы становитесь в чём-то первыми, то либо это супер-пупер-идея, либо ... да это никому не нужно было до сих пор. И не факт, что нужно сейчас. В случае "Ворот в ад" анонс "первой книги upside-down" – такое себе явление. Если две повести Самохвалова поместить одну за другой, а не делать "инновационный" перевёртыш, то ... представьте, абсолютно ничего не изменится. Деление на мужской и женский тексты тоже крайне условное. В целом обе повести (а это всего 90 и 63 страницы соответственно) – драмы, спортивная и семейная. Концентрированные, лаконичные, довольно реалистичные, как кажется (по крайней мере, по поступкам героев и мотивациям), но при этом откровенно киношные. Даже сериальные – будто раскадровка очередного спортивного блокбастера (если забыли, то это любимый жанр продюсеров в России после военного) и семейной истории с детективным подтекстом. Обе вас не расстроят и не удивят, вряд ли вы захотите к ним вернуться, но и бросать не станете. Тем более здесь "работы" на час. Финал также анонсируется как переворачивающий всё с ног на голову. Но меня оба не удивили, были относительно ожидаемыми, но и не скучными. Очевидно, что спортсмен и бизнесмен Олег Самохвалов активно ищет себя в литературе, очень хочет писать (дебют фэнтези "Раскинув руки и закрыв глаза" в целом приняли благосклонно) и найти массового читателя. Ждём дальнейших экспериментов (да, в России любят не повести, а романы). Inside Out?

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

История недели

Екатерина Мишаненкова
Средневековье в юбке

2021. АСТ

Аннотация: Какая она – "правильная" средневековая женщина? "Сосуд греха" или Прекрасная Дама? Ценный товар на брачном рынке или бесправная рабыня мужа? Дерзкая блудница или экзальтированная монахиня? А может, все это, вместе взятое? Или ничего из этого, так что лучше забыть все, что мы знали или думали, что знаем на эту тему, начать изучать все сначала и искать истину где-то в другом месте, где пока никто не искал. Женщины эпохи Средневековья: стереотипы и факты.

Наше мнение: В пику "Страдающему Средневековью" у Екатерины Мишаненковой женщины в Средние века страдают умеренно. Можно сказать, что "в юбке" спрятался довольно позитивный взгляд на модные у нынешних читателей времена. Отчасти в такой эмоциональной оценке виноваты наши собственные искажённые представления об истории, изобретённые в основном в Викторианскую эпоху и пересобранные потихоньку в XX веке. Если вы не особо интересуетесь тем периодом ("Века были так себе, средние" (с) Станислав Ежи Лец), то новый томик популярной серии – то, что доктор прописал. Отчасти напоминает прообраз сценария для научно-популярного сериала, который и не предполагает глубокого погружения, но даёт общее представление. И далее вы можете отталкиваться от текста и копать. Или не копать, как кому угодно. Своеобразная "Средневикипедия в юбке", которая может удивить обывателя тем, что тогда прекрасному полу жилось вольготнее и лучше, чем, к примеру, в XIX веке (всё, конечно, относительно). Если вы хотите более глубокого погружения, то смело проходите мимо, поскольку нередко это сборник фактов (конспект?), почерпнутых у известных зарубежных даже не медиевистов, а авторов научпопа. По структуре и работе с источниками всё в стиле предыдущих книг Екатерины Мишаненковой: более удачного "Блудливого Средневековья" и менее удачного "Чумазого". Рваная структура, много галопа по фактам, куча "водных процедур" (вода, вода, кругом вода) и тому подобное. Читать не скучно. Главное, не ожидайте от текста слишком многого.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Показать комментарии