Композитор Александр Зацепин – о работе с Пугачёвой и секретах рождения хита

Автор знаменитых песен в 92 года ведёт активную жизнь

Александр Зацепин. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Александр Зацепин. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Александр Зацепин. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Александр Зацепин. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Александр Зацепин. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Александр Зацепин. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Александр Зацепин. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Александр Зацепин. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Александр Зацепин. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Александр Зацепин. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Александр Зацепин. Фото Святослав Акимов, "Metro"
Александр Зацепин. Фото Святослав Акимов, "Metro"

Знаменитый советский и российский композитор Александр Зацепин недавно приезжал в Петербург, чтобы посетить премьеру мюзикла "Тайна третьей планеты" театра "Карамболь". В интервью Metro он рассказал, почему больше не пишет музыку для фильмов и где больше чувствует себя дома – в России или Франции.

Главное - работа
Александр Сергеевич, у нас так много спорят о пенсионной реформе, а вы в свои 92 продолжаете активно работать!
- Да, пенсионером себя не чувствовал никогда. Многие люди уходят на пенсию и часто теряют ориентацию во времени и пространстве. У них начинается депрессия, и это понятно - нельзя ничего не делать. Если не можешь продолжать работать – надо искать какое-то хобби. Человеку надо постоянно чем-то заниматься. И я со времени обучения в консерватории этому совету постоянно следую: работаю каждый день, причем без выходных.

А есть у вас еще какие-то секреты, как оставаться в столь хорошей форме?
- Каждый день делаю зарядку по 20 минут. Человек должен постоянно двигаться. На время прекратил занятия лишь после того, как попал в ДТП: машина въехала в дверь моего автомобиля и сильно травмировала мне ногу. Я три месяца лежал в больнице и понял, что происходит с мышцами, если не двигаться. Потом, чтобы просто разогнуть ногу, прикладывал титанические усилия.

Вы в основном живете во Франции, но много времени проводите и в России. Где ваш дом?
- Мне хорошо и тут, и там. Приезжаю в Россию и каждый раз думаю: так хорошо здесь – никуда не поеду больше. Возвращаюсь во Францию – такое же чувство. Я живу у дочки в небольшом французском городке у самой границы с Швейцарией. Там прекрасные пейзажи – красивый сад и видно горы. Кроме того, во Франции у меня и внук, и правнук. А музыку я могу писать в любом месте – ухожу в свой мир, и меня не волнует, что и где происходит.

Как началось ваше сотрудничество с театром "Карамболь"?
- Еще в 2014 году в Петербурге прошла премьера мюзикла "31 июня". А потом я написал музыку для мюзикла "Тайна Третьей планеты" в Новосибирском театре музыкальной комедии. Однако для петербургской версии мы очень многое изменили. Процентов на 90 все переделали.

А музыку для кино вы больше не пишете?
- Сегодня почти нет. Как-то я делал музыку к нескольким сериалам, но понял, что это не очень интересно. Сериал один раз выходит - и скоро исчезает. О нем уже никто не помнит. Да и песня может сократиться до одного куплета – какой смысл ее тогда писать? Сейчас режиссера моего нет, а музыкальных фильмов вообще никто не делает. И я понял – больше это не мое.

А для Пугачевой, которой вы подарили столько хитов, не хотели еще что-то написать?
- Я ей предлагал лет 5-10 назад, но она отказалась. Хотя у меня о годах работы с ней остались самые хорошие воспоминания. С ней легко было работать. Она всегда была готова и приходила вовремя. И всегда знала текст – не было проблем.

А вот про Гайдая говорят, что у него был очень тяжелый характер и сработаться с ним было крайне сложно.
- Да, это так. Были случаи, когда я мог призадуматься – работать c ним или нет. Никита Богословский ведь хлопнул дверью и сказал, что его там больше не будет. Но я так решил для себя: пусть меня что-то в человеке раздражает, но я ведь могу с этим смириться. Могу закрыть глаза и продолжать работать. Поэтому старался не обращаться внимание на все недостатки характера режиссера. Недаром кто-то из мудрецов сказал, что велик тот, кто умеет прощать.

А есть у вас рецепт рождения хита?
- Нет, рецепта нет. Я сочиняю все мелодии без текста. Какой-то текст мысленно подразумевается, придумываешь сам какие-то слова, а стихи уже пишутся потом. По-другому не могу. И заранее я никогда не знал, какая песня станет хитом.

Александр Зацепин - автор знаменитых хитов из советских фильмов:
Если б я был султан...
Песня про зайцев (А нам всё равно…)
Остров невезения
Танго-пародия (Помоги мне…)
Звенит январская вьюга (С любовью встретиться…)
Разговор со счастьем (Вдруг как в сказке…) и многих других,
а также песен Пугачевой
Куда уходит детство
Если долго мучиться
Песенка про меня (Так же, как все) и других
Показать комментарии