Петербуржцы воссоздали бюст Екатерины II для бурятских лам

Его вернут в Анинский буддийский монастырь

Скульптор Матвей Макушкин работал над бюстом императрицы два месяца. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Скульптор Матвей Макушкин работал над бюстом императрицы два месяца. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Екатерину II вернут в Анинский буддийский монастырь. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Екатерину II вернут в Анинский буддийский монастырь. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Екатерину II вернут в Анинский буддийский монастырь. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Екатерину II вернут в Анинский буддийский монастырь. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Екатерину II вернут в Анинский буддийский монастырь. Фото vbuddizme.ru
Екатерину II вернут в Анинский буддийский монастырь. Фото vbuddizme.ru
Екатерину II вернут в Анинский буддийский монастырь. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Екатерину II вернут в Анинский буддийский монастырь. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Екатерину II вернут в Анинский буддийский монастырь. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Екатерину II вернут в Анинский буддийский монастырь. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Екатерину II вернут в Анинский буддийский монастырь. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Екатерину II вернут в Анинский буддийский монастырь. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Екатерину II вернут в Анинский буддийский монастырь. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Екатерину II вернут в Анинский буддийский монастырь. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Екатерину II вернут в Анинский буддийский монастырь. Фото Алена Бобрович, "Metro"
Екатерину II вернут в Анинский буддийский монастырь. Фото Алена Бобрович, "Metro"

Архитектор Вячеслав Бухаев и скульптор Матвей Макушкин из Петербурга воссоздали прижизненный бюст императрицы, который 255 лет назад Екатерина II подарила бурятским ламам. Скульптура вернётся на прежнее место – в Анинский буддийский монастырь.

Завтра в Эрмитаже бронзовый бюст передадут настоятелю дацана. Эта скульптура является попыткой воссоздания утраченного в 1930-е годы прижизненного бюста Екатерины II, который императрица вручила в 1764 году делегации во главе с первым главой буддистов Дамбой Даржа Заяевым, прибывшей в Санкт-Петербург из Сибири.

– История изваяния связана с появлением на свет екатерининского указа, который знаменовал собой официальное признание буддизма в России и учреждал институт главы «ламайской церкви» (Пандито Хамбо Ламы) в империи, – рассказывает пресс-секретарь Иволгинского дацана (центра Буддийской традиционной Сангхи России) Алла Намсараева. – В столице императрица удостоила послов из Сибири аудиенции и, согласно легенде, лично вручила скульптуру.

Бюст занял почётное место в алтаре главного храма одного из старейших монастырей Бурятии  –  Анинского дацана. А через два года Дамба Даржа Заяев официально провозгласил императрицу Елизавету Петровну, признавшую в 1741 году буддизм одной из официальных религий России, а также Екатерину Великую, учредившую пост главы буддистов, воплощением Белой Тары на Земле. Белая Тара – семиглазое божество, которое символизирует собой всеведение и сострадание. Анинский дацан стал фамильным буддийским храмом династии Романовых. С инаугурации каждого последующего главы государства сюда обязательно доставляли портреты императоров.

В результате погромов 1937 года скульптура была разбита и бесследно исчезла.

Кастинг для скульптур

Прежде чем приступить к работе над бюстом, петербургский архитектор Вячеслав Бухаев провёл исследование: изучил более 30 скульптур и портретов Екатерины II, которые находятся в Эрмитаже и Русском музее.

– Каждый художник видел её по-разному, – говорит Вячеслав Бухаев. – Отличаются разрез глаз, форма носа. Например, у знаменитого памятника в Екатерининском саду вздёрнутый носик.

Весит бронзовая скульптура 25 кг, высота работы – 50 см. Архитектор хотел сделать основание в виде цветка лотоса, но от этой идеи в Бурятии отказались.

Из Петербурга делегация вместе со скульптурой поедет поездом в Улан-Удэ, повторяя таким образом путь делегации 1764 года по Московскому тракту.

 

 

Показать комментарии