Портрет нашёл адресата через 60 лет после войны

Искусствовед Ксения Афонина создала информационный портал "Фронтовое искусство". И первыми работами для этого проекта стали рисунки её деда – фронтовика Павла Афонина

Кавалер орденов. 1944 год.
Кавалер орденов. 1944 год.
Старый солдат. 15 июля 1944 года.
Старый солдат. 15 июля 1944 года.
Раненый матрос Балтийского флота. 1944 год.
Раненый матрос Балтийского флота. 1944 год.
Автопортрет. 19 апреля 1942 года.
Автопортрет. 19 апреля 1942 года.
Портрет Аннушки. Эту работу Анна Шатик увидела через 60 лет после Победы.
Портрет Аннушки. Эту работу Анна Шатик увидела через 60 лет после Победы.

Накануне 80-й годовщины со дня начала Великой Отечественной войны Ксения Афонина рассказала Metro о своём деде и о его фронтовых работах.

Портрет за 15 минут

На фронт Павел Афонин попал студентом Московского архитектурного института. Окончил курсы подготовки офицеров инженерных войск и вскоре принял командование ротой 17-й отдельной штурмовой инженерно-сапёрной бригады в составе 5-й ударной армии, с которой Афонин будет участвовать в боях за освобождение Ленинграда, Выборга, Варшавы... и дойдёт до Берлина.

– Всё свободное время дед не расставался с карандашом, – рассказывает его внучка Ксения. – Портреты фронтовых товарищей делал с феноменальной скоростью – за 10–15 минут. Часто успевал оставить вторую копию для себя. Штурмовая бригада постоянно воевала на передовой, фотографов к ним не присылали.  Карандашные портреты служили редкой и драгоценной весточкой с фронта для родных и близких, а иногда и последними свидетельствами жизненного пути их героев.

После войны Павел Афонин окончил архитектурный институт, участвовал в восстановлении разрушенных городов. Жил в Ленинграде.

Свои фронтовые рисунки он сохранил. Они появлялись на выставках.

– Каждый карандашный рисунок – это отдельная история, – продолжает Ксения. – Многие однополчане деда погибли. С кем-то он встречался, кого-то искал десятилетиями. Мне больше всего нравился портрет Аннушки – грустной девушки с короткой стрижкой. Дед искал её по всей стране – по девичьей фамилии. Но найти не мог.

Раненый матрос Балтийского флота. 1944 год.

Раненый матрос Балтийского флота. 1944 год.

 

 

Сержант Аннушка

Анна Шатик нашла своего фронтового друга-художника сама через 60 лет после Победы.

– Мама обратилась в архив, – рассказывает дочь Анны Наталья. – Ей выдали адрес и телефон Афонина Павла Ивановича. Они созвонились, и мама приехала в Ленинград к своему фронтовому другу. Зашла в комнату и вдруг увидела... свой карандашный портрет! Он нарисовал её, когда закончился очередной бой. В том бою погиб командир, мама была очень расстроена. Она смотрела в окно, вспоминала своего боевого товарища. Такой Афонин и изобразил её. На карандашном рисунке видно, что от слёз у неё припухли глаза и нос. Окончательный вариант она не видела, Павел Иванович дорисовывал портрет уже без неё и не успел сделать копию. А потом судьба разлучила их.

Анна трижды выходила замуж, меняла фамилию. Родила сына и дочь.

Когда они наконец-то встретились, Павел Иванович рассказал, что искал её по всей стране. Художник Афонин подарил Аннушке копию её портрета.

– Моя мама и Павел Иванович встретились в середине 80-х. И с тех пор постоянно поддерживали связь: созванивались, ездили друг к другу в гости. Судьба подарила им ещё 25 лет дружбы.

Павел Афонин умер в 2011 году, через 8 лет не стало его фронтовой подруги Анны Шатик.

– Мамин портрет висит у нас на стене, это наша семейная реликвия, – говорит Наталья. – Когда мне трудно, я всегда смотрю на этот карандашный рисунок. Моя мама была сапёром и санитаркой. Прошла всю войну, потеряла сотни товарищей. Но я не помню её в плохом настроении. Она всегда была подтянута: боевая подруга, боевая мама... Такой и осталась в нашей памяти.

15 минут уходило у Павла Афонина, чтобы нарисовать карандашный портрет сослуживца

Неофициально о войне

  • Ксения Афонина стала автором-составителем иллюстрированного альбома "Неофициальное искусство Второй мировой войны. Елена Марттила. Павел Афонин. Сергей Бабков. Личная история и память". Перед войной молодые люди готовились стать профессиональными художниками, но судьба распорядилась иначе.
  • Все работы создавались  на фронте или сразу после войны и стали художественными документами, благодаря которым можно соприкоснуться с историей, в которой навсегда остались блокада Ленинграда, Курская битва, наступление на Берлин.
Показать комментарии