Психолог Наталья Белевич: "Вспомните, что жизнь детей – это не только школьные оценки"

В некоторых регионах России продлили школьные каникулы, а работа на удалёнке для многих из нас прочно вошла в жизнь. И перед многими семьями встаёт вопрос, как пережить дни изоляции, особенно когда дома дети

Многие родители и собственную жизнь свели только к работе и не умеют наполнить другие сферы своей жизни. Фото pixabay.com
Многие родители и собственную жизнь свели только к работе и не умеют наполнить другие сферы своей жизни. Фото pixabay.com
Наталья Белевич. Фото предоставлено героем публикации
Наталья Белевич. Фото предоставлено героем публикации

Почему родители, которые вынуждены сидеть дома, хотят, чтобы ребёнок постоянно занимался учёбой, как избежать двойных стрессов и наладить общение в семье, Metro объяснила доцент кафедры социальных технологий СЗИУ РАНХиГС, кандидат психологических наук Наталья Белевич.

Наталья Белевич.

Наталья Белевич.

предоставлено героем публикации

Фото:

– По наблюдениям за ситуацией во время прошлого локдауна можно отметить, что не у всех возникали проблемы во взаимоотношениях с детьми, – отмечает Наталья Белевич. – Даже к переходу на дистанционное обучение школьников многие родители смогли достаточно быстро адаптироваться. Они уже давно взяли на себя функцию учителей или пользуются услугами репетиторов, поэтому для них мало что изменилось. Проблемы чаще наблюдались в тех семьях, где и до локдауна были дисгармоничные отношения.

По словам психолога, в обычной жизни нам свойственно не обращать внимания на вялотекущие проблемы, пока они не начнут беспокоить настолько, что становится уже невозможно оставаться к ним нейтральными. В ситуации локдауна эти проблемы обнажаются, и сбежать от них уже невозможно, так как мы ограничены квадратными метрами и обречены на то окружение, которое сами же и сформировали (имеются в виду члены наших семей – самые близкие и родные люди).

Но такие ситуации, несмотря на всю их тяжесть, следует рассматривать, скорее, как возможность уделить должное внимание самому дорогому, что у нас есть, – собственным детям и наладить с ними, наконец-то, нормальные человеческие отношения, уверяет психолог.

– Опираясь на свой опыт и опыт коллег, полученный после первого локдауна, можно выделить несколько основных проблем, с которыми сталкивались семьи с детьми, – продолжает Наталья Белевич. – Дети жаловались на то, что родителей не интересует ничего, кроме учебы, и, оказавшись в положении, когда родители перестали ходить на работу, дети оказались под тотальным контролем в ситуации круглосуточного делания уроков. Родители в ответ на эту заботу о будущем своих детей через школьные знания получили бурную реакцию протеста, разочарований, обид и столкнулись с непониманием того, что делать дальше.

Сопоставляя потребности двух сторон этого конфликта, я могу дать следующие рекомендации: вспомните, что жизнь детей – это не только школьные оценки. Многие об этом знают, но почему-то всё равно общение сводят только к обсуждению школьной успеваемости, и даже дни школьных каникул насыщают учёбой. Многие родители и собственную жизнь свели только к работе и не умеют наполнить другие сферы своей жизни. Таким образом, получается двойной стресс: сами взрослые не знают, чем можно занять себя, кроме работы, и, соответственно, их раздражает, если ребёнок занят чем-то, кроме учёбы.


Топ рекомендаций для родителей от Натальи Белевич

В период локдауна научитесь разговаривать с детьми.

Именно разговаривать, а не требовать отчета о проделанной работе. Поверьте, вашим детям есть что рассказать, если вы сможете об этом спросить. Вот ряд вопросов, которые вы можете использовать:

- Что интересного произошло у твоих друзей?

- О чем ты сегодня думал больше всего?

- Какие новые лайфхаки увидел в Интернете?

- Как бы ты хотел провести свой день рождения?

Найдите занятия, которые могут быть интересны вам и ребёнку.

Можете с ним вместе составить план совместных дел: просмотр фильма, приготовление ужина, выбор покупок для интерьера комнаты в онлайн-магазине, посещение онлайн-музея, актуальны и настольные игры, которых сейчас множество на любой возраст и любой вкус.

Не забывайте о личном пространстве и личном времени для каждого члена семьи. Время для "ничегонеделания" тоже должно быть в расписании каждого – и взрослого и ребёнка.

Можно устроить соревнование между членами семьи, кто сможет достичь поставленной цели за время локдауна.

Цель может быть у каждого своя, главное, чтобы по завершении этого соревнования результаты можно было как-то измерить. Для этого изначально оговорите, как можно будет понять, что цель достигнута. На кону может быть какой-то ощутимый приз, за который интересно будет побороться.

Примите уже тот факт, что ваш ребёнок – это не пассивная часть вас, а отдельная личность.

У него есть право и на собственное мнение, и на своё настроение, и на свои интересы, и на свой собственный опыт. Ребёнок действительно может уставать, может переживать, быть растерянным, может быть несовершенным. Порой он может не соответствовать вашим ожиданиями, но это не делает его плохим. Иногда ему нужны помощь, поддержка и ваше эмоциональное тепло и принятие. Ребёнку любого возраста мало знать, что вы его любите, ему нужны ощутимые действия и слова, подтверждающие это.

Показать комментарии