"В кино важна история": в прокат выходит байопик "Мистер Нокаут"

Фильм об одном из ярчайших чемпионов советского бокса, Валерии Попенченко, чью роль исполнил Виктор Хориняк. Попенченко стал единственным из советских атлетов, кто получил Кубок Баркера, который вручается самому техничному бойцу

Сергей Безруков и Виктор Хориняк в фильме «Мистер Нокаут». Фото «Дисней студиос»
Сергей Безруков и Виктор Хориняк в фильме «Мистер Нокаут». Фото «Дисней студиос»

Мы пообщались с создателями картины – режиссёром Артёмом Михалковым и актёром Сергеем Безруковым, сыгравшим легендарного тренера Григория Кусикьянца

- Сергей, какой была ваша работа над созданием образа такой исторической личности, как тренер Григорий Кусикьянц? Вы изучали что-то в архивах, смотрели записи?
- С. Б. Безусловно. Существует фильм, в котором есть и Попенченко, и Кусикьянц, они там даже играют в шахматы. Я смотрел эту запись и другие видео, кажется, 90-х годов. Он там уже в возрасте. Знаете, такой сухощавый старик, грозный, крепкий, подтянутый. Я просто глаз не мог оторвать, насколько человек уже в таком пожилом возрасте в хорошей форме. Энергетика не пропала, он такой же мощный, такой же интересный. Конечно, я много читал. Признаюсь, до того, как я прочёл сценарий, я о нём не знал, хотя сам раньше любительски занимался боксом. Так что подробности биографии Григория Филипповича и историю его взаимодействия с его подопечным Попенченко я узнал благодаря сценарию братьев Пресняковых, который мне очень понравился.

- А что именно вам понравилось?
- С. Б. Живая история. Сейчас кино, как мне кажется, это история. Если есть история, люди пойдут смотреть. Если нет, то, какие бы ни были спецэффекты и масштабные съёмки, какой бы экшен нам ни предлагали, я думаю, что зритель не пойдёт. Нужна хорошо рассказанная, щемящая история, которую никакие спецэффекты не заменят.

- Артём, для вас фильм фактически стал полнометражным дебютом. Дебют – это всегда очень личная работа. Что есть личного для вас в этом фильме?
- А. М. Изначально я посмотрел документальный фильм по каналу "Россия" о Попенченко. Мне понравилась его история. Потом я прочёл книгу "Вечный бой", и она показалась мне очень кинематографичной. Я был удивлён, что никто не заинтересовался сделать по ней кино. И она была любопытна не только с точки зрения личности Попенченко как спортсмена. Мне она была ещё интересна его судьбой и отношениями с тренером. Как Кусикьянц через все невзгоды и сложности приводит его к финалу.

- Вы сказали, что начали с судьбы спортсмена, с книги о нём. У Валерия Попенченко была очень ранняя, всего в 37 лет, загадочная, почти детективная смерть. Почему вы решили не рассматривать эту часть его биографии?
- А. М. У нас зрительское кино. Есть определённые законы жанра, и мы хотели закончить именно этой победой. Если бы мы показали его реальный уход из жизни, мы бы не были в жанре зрительского кино. Победа должна быть некой точкой.

- Сергей, о работе с Виктором Хориняком. Динамика между вашими героями как-то повлияла на вас? Вы ощущали себя наставником, ментором Виктора?
- С. Б. Нет, менторства не было. Было хорошее партнёрство. На съёмках было, конечно, какое-то ощущение отца или, может быть, старшего брата, потому что мой персонаж фактически заменил Попенченко отца. С Витей работать – удовольствие, он очень органичен в своей роли, плюс он мхатовец. Хорошее партнёрство – это уже полфильма.

- В последние годы вышло очень много российских ретрофильмов о спорте. "Легенда № 17", "Лев Яшин. Вратарь моей мечты", "Движение вверх"… Трудно все перечислить. Артём, чем ваш фильм отличается от других?
- А. М. Вы имеете в виду другие фильмы о боксе?

- Нет, я имею в виду другие фильмы об успехах советского спорта. Одновременно с вашим фильмом в прокат выходит картина о советских футболистах "Одиннадцать молчаливых мужчин", причём сценарий к ней тоже написали братья Пресняковы.
- А. М. На самом деле это так сложилось, что в параллели идут два фильма и что братья Пресняковы писали там и там сценарий. Было много фильмов о спорте, да, их везде много. Но любое кино – это некое преодоление. Чтобы создать кино, надо приложить много сил. А наш фильм, во-первых, отличается тем, что давно не было историй про бокс. Потом, сама по себе история тренера и его подопечного была очень интересной. Мы нашли внутренние переживания героя, его травмы, что и отличает наш фильм от других. И это безумно сложная задача – зрелищно, красиво и интересно снять человека на ринге.

Показать комментарии