В России могут отменить "авторский сбор" с электроники

Технику и носители информации в России с 2010 года обложили налогом в пользу правообладателей. Его закладывают в цену на полке

Введение «авторского сбора» Российский союз правообладателей (РСП) аргументировал тем, что владельцы электроники и компьютерной техники копируют фильмы и музыку, чем наносят ущерб самим авторам. С 2010 года с каждого гаджета, включая даже фототехнику, а также с носителей информации (диски, флешки и прочее), производители и импортёры платят налог в 1% от таможенной стоимости товара. При этом не в пользу государства, а РСП, который является общественной организацией. Ритейлеры прямо говорят, что этот сбор включается в цену на полке.

Теперь Российская ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) просит правительство и Счётную палату проанализировать и по возможности отменить «налог». Ведь, согласно данным ВЦИОМ, копируют фильмы и музыку 14% населения, а платят все.

Как рассказал Metro Антон Гуськов, представитель ассоциации, куда реально идут и как распределяются сборы – неизвестно. Таможня, по его словам, передаёт в РСП данные лишь по 50 крупнейшим импортёрам. То есть создаются условиях для неравной конкуренции.

– Со временем этот сбор стал ещё более абсурдным. Его отмена приведёт к сдерживанию цен в магазинах, – отмечает Гуськов. – Нас поддержал и омбудсмен по интеллектуальной собственности.

В Российском союзе правообладателей утверждают, что «авторский сбор» – общемировая практика.

– За рубежом размер вознаграждения колеблется в диапазоне до 3% от оптовой цены реализации (для изготовителей) или от таможенной стоимости (для импортёров) копирующей продукции, – рассказывает Metro Вадим Вечкасов, советник генерального директора по правовым вопросам РСП. – На законодательном уровне сбор установлен в 23 странах мира. Потребители таким опосредованным способом оплачивают потери правообладателей.

По его словам, впервые право на получение вознаграждения по литературным и художественным произведениям было предусмотрено в Бернской конвенции 1886 года.

– В середине прошлого века, в связи с появлением магнитофонов, видеомагнитофонов, а затем и других копирующих устройств, доходы правообладателей стали снижаться, так как пользователи вместо приобретения новых пластинок, кассет и дисков, стали обмениваться копиями, – говорит эксперт. – В ответ на сложившуюся ситуацию, первоначально в Германии в 1966 году, а затем в других развитых странах, была создана система сбора за частное копирование.

Сегодня норма закона, которая очень давно существует во всем мире, наконец, заработала и в России, подытоживает Вечкасов. "Впервые правообладатели начали получать справедливое вознаграждение за копирование результатов их творческого труда", заключает он.

Показать комментарии