В Третьяковке изучили эволюцию усов Петра Первого

В Третьяковской галерее открылась выставка, посвящённая Петру I. Но не ему всему, а некоторой его части. Без чего невозможно представить первого императора России?

На этой картине очень сложно сразу заметить Императора. Но мы его нашли! Фото Василий Кузьмичёнок
На этой картине очень сложно сразу заметить Императора. Но мы его нашли! Фото Василий Кузьмичёнок

Правильно, без усов! Усы, треугольная шляпа и глаза навыкате – настолько характерные черты внешности Петра I, что их подчёркивают современные карикатуристы, а раньше подчёркивали придворные живописцы.

Но если мы сравним несколько портретов Петра разных периодов, мы заметим, что усы у него очень разные. И если провести классификацию усов, их форм и  размеров, можно узнать очень многое и о жизни Императора, и о моде его времени. Именно этим – изучением усов на портретах – и занялась в какой-то момент искусствовед Людмила Алексеевна Маркина. Итогом стала выставка "Усы властелина".

 – Первый – тип Неллера,  – говорит Людмила Алексеевна, – художник Годфри Неллер писал 25-летнего Петра в 1698 году в Лондоне. На портрете мы видим небольшие тонкие усики – они так и назывались в то время, "английские".

В 1711 году Пётр приезжает в немецкий Торгау на свадьбу своего старшего сына Алексея и там знакомится с чешским художником Иоганном Купецким. Они много и свободно общаются, и Купецкий пишет потрясающе проникновенный портрет Императора. Тип Купецкого – это уже императорские усы, пышные, фигурные, которые соответствовали победителю Полтавы и государю, с авторитетом которого считались в Европе.

В 1717 году в Париже в июне Петра писал Жан-Марк Натье – и там совсем другие усы, формы "карандаш". Такие же усы запечатлели Луи Каравак и Иоганн Танауэр.

Один из самых интересных экспонатов – портрет Р. Х. Боура, созданный не ранее 1709 года. Картина принадлежит неизвестному художнику, и изображён на ней человек с интересной судьбой – швед, вступивший в ряды петровской армии и воевавший под Полтавой на стороне России. Он получил тяжёлую рану, но смог остаться в строю, за что заслужил особую награду от русского императора. Мы долго недоумевали, где же на этом портрете Пётр и его усы, но потом обратили внимание на миниатюрное украшение на груди вельможи. Пётр умеет скрываться!

Показать комментарии