Новости

Воспитание детей – не бремя, а счастье: как живёт мама сразу двух имамов

Аделию Аляутдинову хорошо знают московские татары
Ильдар-хазрат. Фото предосталвено героем публикации
Шамиль-хазрат. Фото предосталвено героем публикации
Аделия Аляутдинова. Фото Михаил Нешевец.
Сыновья Аделии Аляутдиновой. Фото из детства, которое очень любит их мама. Фото Михаил Нешевец.
Ильдар-хазрат. Фото предосталвено героем публикации1/4

Аделию Аляутдинову хорошо знают московские татары и мусульмане Москвы. Её младший сын Ильдар – имам Московской соборной мечети, а старший Шамиль – имам-хатыб московской Мемориальной.

Мы встретились с Аделией-ханум там, куда не ступала нога журналиста, – у неё дома. Поддержать маму пришёл её младший сын Ильдар.
– Может, не будете включать свой диктофон? – спрашивает она чуть не с порога. – Лучше будьте гостями, выпьете чаю, угощайтесь...
Перед нами стол, который и по форме, и по содержанию достоин отдельной статьи. Поэтому не стану его описывать. Упоминаю его, потому что его приятно вспомнить и чтобы подчеркнуть – беседа была неформальная, прерываемая переменами блюд.

Богатая бабушка
– У меня девять внуков, – с удовольствием говорит Аделия-ханум. – Частенько наведываются и особенно любят остаться с ночёвкой, чтобы послушать сказки. В доме становится тесно, но очень здорово. Сказки я сама сочиняю.
– А вы их записываете, можно почитать? – спрашиваю хозяйку.
– Нет, а зачем? Я же просто импровизирую. Хотя некоторые предлагали написать, – немного смущается Аделия-ханум. – В моих сказках один центральный герой, которого зовут так же, как нашего пророка (мир Ему). Он – наш современник, москвич, оказавшийся во время поездки в пустыне. Там он заметил нечто удивительное, торчащее из песка. Организовал раскопки, и оказалось, что это древняя мечеть с таинственным сундуком с драгоценностями. Герой тратит богатство во благо людей, создавая сады, строя больницы, то есть реализует разные проекты. Это сюжетные линии. Я предлагаю детям самим выбрать какой-то проект, и мы обсуждаем с ними, почему именно этот.

9 внуков от двух сыновей регулярно гостят у своей любимой бабушки.

Воспоминания
В процессе беседы выясняется, что талант рассказчицы у Аделии-ханум проснулся гораздо раньше, чем она стала бабушкой. Ильдар стал вспоминать подмосковную дачу (Аляутдиновы – коренные москвичи), куда в его детстве сбегалась детвора со всех окрестных домов.
– Мне вчера на "Фейсбук" (входит в Meta, организация признана экстремистской и запрещена в РФ) написала Лена, соседка по даче, помнишь её? – спрашивает Ильдар. – Она вспоминает, что у нас была самая дружная улица, пишет, что хочет ещё раз высказать слова благодарности маме, которая постоянно организовывала какие-то мероприятия, покупала призы, подарки. И мы там не просто болтались, а с пользой проводили время.
– Да! Лет 25 прошло! – вспоминает Аделия-ханум. – Утром встаём, только солнце поднимается, и дети уже стоят у ворот – будете с нами играть? И ждали иногда до вечера! Мы там и костры, и "Поле чудес", и соревнования! Ой, что-то горит, кажется.
Аделия-ханум спешит на кухню.
– Дачу эту мы продали, ещё когда улетели на учёбу в Каир, – ловит ностальгическую волну Ильдар-хазрат. – Интересно было бы посмотреть, как там сейчас... У нас на даче было хозяйство: баня, огород, и периодически какая-то живность – утки, куры, индюки, две козы!
– Ильдара тогда некоторые называли фермером! – вернулась с кухни Аделия-ханум.

Призвание и вера
У Аделии-ханум экономическое образование. У неё начала складываться успешная карьера, но в силу семейных обстоятельств, когда Шамиль пошёл в первый класс, она выбрала педагогику. Аделия-ханум и сейчас работает в мусульманском культурном центре "Дар", возглавляет Академию талантов. Как вы уже, наверное, догадались, там она занимается детьми.
– Мне кажется, главное – это фундамент создать, чтобы ребёнок потянулся к вере, – рассуждает Аделия-ханум. – Нужно развивать в нём задатки созидателя, понимание того, что такое чёрное, а что такое белое, желание помогать слабому... Сначала это! Приходилось слышать: "Вот, ему четыре года, а он уже Коран читает". Прекрасно! Но важно, чтобы он понимал смысл того, что читает.

Семейная традиция
Ильдар-хазрат в связи с религией вспоминает бабушку. Именно она и мама, по его мнению, стали для него и его брата примером – они и в советское время и намазы совершали, и Коран читали.
– Аделия-ханум, думали, что сыновья пойдут по духовному пути? – спрашиваю хозяйку.
– Знаете, недавно перебирала детские блокноты, тетради Шамиля и Ильдара. Прочитывая их содержание, удивилась, что они, будучи в таком раннем возрасте, задумывались о смысле жизни. Я храню их, чтобы внукам показать.
– Трудно воспитывать сыновей?
– Трудно... Но, знаете, период воспитания – это самый прекрасный, самый светлый и самый плодотворный период в жизни человека, – отвечает она. И я о нём, как о счастливом времени вспоминаю. Без приукрашивания говорю, откровенно.

Праздник
– Как вы относитесь к празднику 8 Марта, в основе которого лежит идея равноправия мужчин и женщин? Вы его вообще отмечаете? – задаю каверзный вопрос хозяйке.
– Наши имамы говорят, что любой праздник – это повод собраться вместе, пообщаться, повод что-то доброе сказать друг другу, – говорит Аделия-ханум. – А что касается равенства... В семье это одно, а на работе – другое. В чём-то мужчины впереди, а в чём-то женщины. Что касается семьи, то здесь мужчина должен быть локомотивом, а женщина – достойной хранительницей очага.
– Какое качество в женщине самое главное? – спрашиваю Аделию-ханум.
– Богобоязненность. Быть благодарной Всевышнему. И от этого всё исходит.
– Не ум? Не доброта?
– Богобоязненность – это не значит, что нужно сидеть и бояться Создателя, – смеётся Аделия-ханум. – Это очень широкое понятие. Всевышний предписал нам быть добрыми, внимательными к слабым, малоимущим, быть праведными, не совершать греха. Он предписал следить за здоровьем, стремиться к знаниям, не быть жестокими. Это всё в понятии богобоязненности. На Бога надейся, а сам не плошай – очень хорошая поговорка.
Разговор продлился гораздо дольше, чем этого требовала работа. Уходить не хотелось. А хотелось, сидя на коврике, всё-таки послушать сказку Аделии-ханум про Мухаммада – этакого Монте-Кристо наоборот, тратящего деньги не ради мести, а только для помощи ближнему.