Молодые китайцы устали работать

Не секрет, что Поднебесная достигла экономической мощи благодаря людям, работающим на износ. Но молодёжи так жить не хочется, поэтому они основали движение "тан пин"

Движению «тан пин» противостоит движение "нейхуань", которое, наоборот, подталкивает молодёжь к непрерывному карьерному росту. Фото ISTOCK
Движению «тан пин» противостоит движение "нейхуань", которое, наоборот, подталкивает молодёжь к непрерывному карьерному росту. Фото ISTOCK

Трудись, богатей, заведи детей и умри со спокойной совестью – по такой формуле жили несколько поколений вплоть до конца ХХ века. Но сейчас в странах с ведущими экономиками в мире всё изменилось: там молодёжь больше не хочет работать, как их родители, и не видит смысла в богатстве.

В США, стране с ведущей экономикой мира, организация "Новая Америка" провела исследование среди миллениалов и выяснила, что сегодня молодёжь зарабатывает на 20% меньше, чем их родители. И пока одни винят их в лени, другие видят в этом изменение ценностей. Теперь для людей важна не их карьера, а личный комфорт, и они готовы уйти с работы в любой момент, если им там будет неспокойно.

Американцы всегда были сторонниками индивидуализма, и для их общества это кажется логичным развитием. Но в Китае, где с детства учат работать на общество и выращивают гиперконкурентоспособные кадры, молодёжь тоже отказывается "вкалывать". Почему?

В последнее время в Поднебесной обретает популярность движение "тан пин" (tangping), которое переводится как "горизонтальное положение". Его сторонники призывают отменить культуру "9-9-6" (работу с 9 утра до 9 вечера по 6 дней в неделю) и  критикуют таких гигантов, как Huawei и Alibaba, за навязывание изнуряющей работы за копейки. Наряду с "тан пин" в китайском языке появилось слово "нэйцзюань" –  то есть "городские крысиные бега", против которых выступает молодёжь. Это слово было признано словом года в Китае – в публичном пространстве самой популярной в стране соцсети Weibo его использовали более миллиарда раз.

С презрением молодые китайцы относятся и к показному богатству.  Они не видят в нём ничего, кроме лжи и хвастовства – кичиться деньгами в стране, где 600 млн человек едва ли зарабатывает 154 доллара (11,5 тыс. рублей) в месяц, стыдно.

Движению "тан пин" противостоит "нейхуань" (neijuan). Сторонники этого движения, наоборот, приветствуют усердный труд, в котором нет пропусков и времени на "горизонтальное положение", и считают, что после школы необходимо сразу поступать в университет, а после университета – сразу устраиваться на работу.

"Я думаю, что это движение в конечном счёте сойдёт на нет. Оно противоречит идеям Компартии Китая, поэтому оно обречено", - Дэвид Гудман, профессор кафедры китаеведения в Сиань Цзяотун-Ливерпульском университете (Китай)

28% населения Китая составляет молодёжь от 15 до 35 лет.


Эксперт
Дэвид Гудман, профессор кафедры китаеведения в Сиань Цзяотун-Ливерпульском университете (Китай)

- Как китайское общество реагирует на движение "тан пин"?
- Начну с того, что сторонников "горизонтального положения" не так уж и много, поэтому пока оно не вызывает никакого беспокойства. К этому движению примыкают только миллениалы из среднего класса. Из опыта старших братьев и сестёр они узнали, что, даже если ты поступаешь в хороший университет, это не значит, что у тебя будет хорошая работа. В Китае много квалифицированных людей, работающих официантами, бариста, уборщиками и так далее. Зародилось движение "тан пин", кстати, не в Китае, а в Японии и Южной Корее. Поэтому такое явление скорее не национальное, а экономическое. Гиперконкуренция в азиатских странах привела к тому, что люди начали выгорать и, как следствие, отказываться от борьбы за карьерные высоты, предпочитая жить спокойной жизнью, пусть и не так ярко.

- Каково будущее сторонников "горизонтального положения"?
- Опыт подсказывает мне, что, как и многие движения, оно поглотит само себя. Да, у него есть идея, сторонники, бешеная поддержка в соцсетях, но со временем оно затухнет. Коммунистическая партия Китая – это скала, о которую разбивается всё, что противоречит идеологии. Кроме того, подобные негативные настроения гуляли в Китае и раньше – например, в конце 1970-х годов, когда началась эпоха экономических реформ. Тогда молодёжь тоже была не готова перестраиваться на новый лад – пришлось больше работать,  но в итоге все смирились. Деваться было некуда. Китайцы понимают, что либо они играют по правилам Компартии, либо они остаются на обочине жизни.

- Изменилось ли отношение молодых китайцев к браку?
- Да, изменения есть. За последние десять лет, которые я провёл в Китае, я увидел, что женщины всё меньше хотят вступать в брак, хотя статистика по желаниям мужчин не сильно меняется. Молодые китаянки всё чаще хотят жить для себя. Другое изменение – молодые люди вступают в брак по собственному желанию и с тем человеком, кого сами выбрали, в отличие от своих родителей, которых нередко "сводили".

- А как относятся к образованию?
- Цель семьи среднего класса – дать ребёнку образование. В Китае авторитарное общество, и, если родители решили отдать сына или дочь в конкретный колледж или университет, это не обсуждается, хотя ребёнок может быть с этим не согласен. Но между тем все понимают: если у человека нет связей, он ни за что не пробьётся. Всё, в том числе и трудоустройство, в Китае так или иначе контролирует партия. Поэтому много людей с дипломами работают в сфере услуг. И это, конечно, никому из молодёжи не нравится.

Показать комментарии