Российское авторское общество (РАО) доказывает свою эффективность

Российское авторское общество, долгие годы занимающееся защитой интеллектуальных прав отечественных авторов, подверглось нападкам со стороны средств массовой информации.

Российское авторское общество, долгие годы занимающееся защитой интеллектуальных прав 
отечественных авторов, подверглось нападкам со стороны средств массовой информации. На него 
сыплются упреки в неэффективности, а Минкомсвязи вообще предлагает полностью трансформировать взаимоотношения правообладателей и организаций, работающих в области коллективного управления интеллектуальными правами. В результате предлагаемых министерством изменений будет нанесен удар по РАО, но не только по нему. Пострадают еще и сами авторы.

Для понимания сути проблемы следует разобраться, как работает РАО сейчас, что предлагает 
Минкомсвязи, и каким образом это навредит всей сфере авторского права в России. Итак, 
Российское авторское общество – это универсальная организация в том смысле, что представляет 
интересы всех без исключения авторов музыкальных произведений. Главная особенность этих 
взаимоотношений заключается в том, что авторы могут даже не знать о том, что есть такая организация. Они подпадают под ее защиту автоматически, по умолчанию. При этом авторы могут по своей инициативе заключить договор с РАО, если хотят чтобы их отношения были оформлены на бумаге. Но суть в том, что РАО является государственным универсальным гарантом того, что автор некоего произведения в России защищен, является ли он супер-звездой или начинающим малоизвестным талантом. Так что радиостанция, телеканал, концертный зал или клуб, где прозвучали те или иные песни, должны предоставить в РАО отчет с перечислением произведений, их длительностью, количеством их трансляций или исполнений. Естественно, к этому отчету они добавляют и авторские отчисления, которые через РАО распределяются по правообладателям. 

Кроме того, с РАО заключают договоры кафе и рестораны, где в качестве фона звучат песни. Эти 
заведения также отчисляют в РАО деньги, которые общество опять же выплачивает авторам. 
Авторы имеют право запросить детальный отчет с РАО с разбивкой того, где и сколько раз звучали 
их композиции, или могут довольствоваться стандартным отчислением средств. Кстати, иностранные авторы, песни которых звучат на территории России, также пользуются защитой РАО. К примеру, в прошлом году общество перечислило около 350 млн рублей западным исполнителям. Главный принцип РАО заключается в том, что если песня прозвучала в публичном пространстве, то свои деньги правообладатель получит. Даже если это маленькое кафе, выплачивающее РАО 1000 рублей в месяц, автор может быть уверен, что свои 10 копеек с него законно перейдут в его карман. 

Вот именно к этой «универсальности по умолчанию» имеются претензии, как со стороны чиновников Минкомсвязи, так и со стороны других критиков. В частности, в отношении РАО отпускают критические замечания многие авторы, причем, как правило, маститые в прошлом сочинители шлягеров. При этом они совершенно не хотят принимать в расчет, что их песни устарели, и их уже никто не слушает. Они подозревают РАО в недобросовестности и ущемлении их интересов, хотя деятельность общества абсолютно прозрачна, все отчеты можно получить и проверить. Но, видимо, примириться с тем, что популярные некогда хиты проиграли конкуренцию более свежим песням, для этих авторов бывает выше их сил.

Министерство связи и массовых коммуникаций в свою очередь хочет обязать авторов заключать договоры с общественными организациями, которые занимаются коллективным управлением авторскими правами. Сейчас это делать необязательно, как уже сказано, РАО работает и по умолчанию. При этом следует понимать, что ни о каком монополизме РАО говорить не приходится: правообладатели вольны заключать договоры с кем угодно, даже с радиостанциями, телеканалами и кафе напрямую. Просто это неудобно. Но главное, автор, не имея договора, все равно защищен РАО, а вот это как раз очень удобно как правообладателям, так и тем, кто транслирует их песни.

Инициатива Минкомсвязи приведет к тому, что в поле интеллектуального права в России образуется хаос как в 1990-е годы, говорит джазовый пианист Даниил Крамер. «Есть артисты, у которых нет времени заключать со всеми отдельные договоры, и их текущая система управления правами вполне устраивает», - сказал он Независимой газете. При этом системой отчислений РАО он пользуется, и вполне ею доволен.

Мнимая неэффективность РАО, на которую упирают чиновники Минсвязи, легко опровергается финансовыми отчетами. За кризисный 2014 год общество собрало авторских вознаграждений на 4,6 млрд рублей, что на 5% больше, чем годом ранее. Авторские сборы в регионах выросли на 200 млн рублей, достигнув 1,7 млрд рублей, поступления от кафе и ресторанов увеличились на 10%. И это все благодаря именно этой системе, по которой РАО автоматически защищает права даже тех, кто не имеет с ним договора. Предложение Минсвязи грозит разрушить всю эту постройку, что 
приведет и к падению денежных отчислений.

Что же касается размеров комиссии, которую берет себе РАО, то и тут все предельно прозрачно. Многие утверждают, что общество берет себе слишком много. Но надо не забывать о том, что РАО не только взимает авторские отчисления, оно еще и защищает в суде права авторов в том случае, если они были нарушены. А в России эта проблема далека от своего окончательного решения. Так, в прошлом году юристы общества обработали свыше полутора тысяч дел о нарушении авторских прав, выиграв около 90% из них. Эти юристы и другие сотрудники (в РАО их 660) не могут работать бесплатно, кроме того, нужно оплачивать счета за коммунальные услуги, заниматься развитием, расширением сети филиалов и так далее. В любом случае, все эти расходы абсолютно прозрачны: в 2013 году комиссия РАО составила 1 млрд рублей, а в прошлом – 856 млн рублей, хотя сборы были больше. У налоговой службы нет претензий к РАО.

Кроме того, все почему-то забывают о том, что РАО активно занимается благотворительностью. В рамках этой деятельности поддерживаются такие проекты как конкурс для воспитанников детских домов «Молодые таланты», Международный фестиваль современной музыки «Московская осень», джазовый фестиваль в Коктебеле и многие другие. Именно благодаря роли РАО такая поддержка возможна. Если произойдет дробление, а именно к этому, по сути, приведет инициатива Минкомсвязи, то о таких благотворительных проектах придется забыть, никто их не потянет. Поэтому, когда заходит речь о необходимости реформирования авторского права в России, то нельзя забывать об одном – это должно быть разумно.

Показать комментарии