Эксперт рассказал, как фермерство поможет возродить русскую глубинку

Виктор Клыша.
Виктор Клыша.

По данным Росстата, за 2019 год число россиян, мигрирующих из деревень в города, достигло 300 тысяч человек. Вместе с тем количество людей, занятых в сельском хозяйстве, также устойчиво сокращается, а рынок плодоовощной продукции испытывает серьёзный дефицит. Как сдержать отток деревенских жителей, создавая новые рабочие места и привлекая инвестиции в регионы, нам рассказал Виктор Клыша – автор и разработчик фермерского агропарка "Долина мечты" (100 километров от Москвы по Киевскому шоссе).


"Большая часть сельских жителей вынуждена искать работу в городе, потому что в деревнях нет условий для ведения рентабельного сельскохозяйственного бизнеса. Люди стали заниматься нелюбимым делом в связи с тем, что не видят перспектив у себя на родине. 


Ситуацию можно изменить, дав деревне вторую жизнь. Пример я приведу из собственного опыта. Мы создали в Подмосковье фермерский агропарк и глэмпинг-парк общей площадью более 250 гектаров. 


Инфраструктура и благоустройство


Фермерский агропарк – это полноценный бизнес-инкубатор, на территории которого десятки фермеров одновременно выращивают собственный урожай фруктов и ягод, реализуют его и встречают туристов, приносящих им дополнительную прибыль. Всё это укрепляет экономику региона. 


На территории агропарка, кроме индивидуальных хозяйств фермеров, есть сервисные компании по обработке плантаций и обслуживанию техники, склады, цеха переработки, собственный канал сбыта и служба логистики. Общая инфраструктура упрощает ведение хозяйства для каждого землевладельца – ему не нужно тратить свои ресурсы на создание всего перечисленного.


Агропарки дают преимущества не только фермерам, но и всему населению региона. При строительстве кластера мы наладили коммуникации между агропарком, глэмпингами, близлежащими городами и сёлами. Управляющей компанией были построены линии электропередач и около 4,5 километров дорог. 


Привлечение инвестиций


Что важно, такой проект оказался привлекательным для предпринимателей и инвесторов. Управляющая компания нанимает для консультаций и обучения дорогостоящих агрономов, что слишком затратно для отдельных хозяйств. Так, риски потерь урожая снижаются, поэтому бизнесмены охотнее инвестируют средства в плантации малины и яблоневые сады. 


Многие работают самостоятельно, некоторые управляют своими хозяйствами дистанционно, но все из них получают стабильную прибыль, хотя земледелие в нашей полосе традиционно считается рискованным. Агробизнес в любом климате выгоден, нужна лишь поддержка специалистов. Вложения в него будут приносить прибыль даже во время кризиса. Спрос на качественные продукты будет всегда.


Рост интереса к региону 


Экологический туризм сегодня стал модным современным направлением. Даже в северных районах фермеры создают туристические комплексы, которые пользуются популярностью у московских компаний. Многие из них часто проводят корпоративы с выездом в аграрные хозяйства. Гости фермеров покупают продукцию, собранную своими руками. Всё перечисленное создаёт основу для стабильного внутреннего и въездного туризма. 


Дополнительную выгоду владельцы хозяйств фермерского агропарка получают, разместив свои павильоны в находящемся рядом глэмпинг-парке. Туристы посещают плантации и приобретают фрукты и ягоды дешевле, чем в магазине.


Новые рабочие места 


Кроме того, не только землевладельцы имеют преимущества. В условиях, которые я описал, жители деревень получили новые рабочие места с достойными условиями труда.  Потому что современное сельское хозяйство и экотуризм нуждаются в персонале. Сельские жители учатся, зная, что полученные навыки пригодятся им там, где они родились и выросли. Это сдерживает отток населения из региона. 


И то, о чём я говорю, – это не выдуманная идиллия, а работающий бизнес, который проявил себя на практике. Такие фермерские агропарки позволят возродить сельские поселения, сделать жизнь в деревне современной и комфортной даже в самых отдалённых уголках нашей страны. Проекты подобного рода выгодны не только для горожан, которые покупают участки для ведения бизнеса, но и для регионов. Нужно только отбросить стереотипы и научиться мыслить по-новому".

Показать комментарии