Шоу-бизнес

10 советских фильмов с космическими путешествиями

Как отечественные кинематографисты добивались достоверности без компьютерных спецэффектов
10 советских фильмов с космическими путешествиями
10 советских фильмов с космическими путешествиями
Кадр из фильма "Кин-дза-дза!". Фото "Metro"
Кадр из фильма "Кин-дза-дза!". Фото "Metro"
Кадр из фильма "Кин-дза-дза!". Фото "Metro"
Кадр из фильма "Солярис". Фото "Metro"
Кадр из фильма "Солярис". Фото "Metro"
Кадр из фильма "Кин-дза-дза!". Фото "Metro"1/4

Ещё до полёта Юрия Гагарина в космос межпланетные и межгалактические путешествия захватывали умы философов, писателей, режиссёров. Metro вместе с телеканалом “Мосфильм. Золотая коллекция” собрали интересные факты, как отечественные кинематографисты снимали космические полёты до начала эпохи спецэффектов.

"Аэлита” – революция рабочих на Марсе
Первый космический полёт в полнометражном кино произошёл уже в 1924 году в немой картине"Аэлита". Это фильм Якова Протазанова по роману Алексея Толстого. По сюжету земляне улетают на Марс на ракете, придуманной инженером Лосем, и устраивают на планете революцию. Рабочий класс побеждает даже на Марсе. Правда, в итоге всё оказывается лишь сном инженера. Декорации Марса были сделаны в суперсовременном тогда стиле конструктивизма. Воплотил их в жизнь художник и сценограф Виктор Симов. А над костюмами работали театральные художники-авангардисты: Исаак Рабинович и Александра Экстер. Советский учёный, конструктор, один из ближайших соратников Сергея Королева Борис Черток рассказывал, что его так поразил этот фильм, что он впоследствии увлекся авиацией, а затем и космосом.

“Космический рейс” со сценарием Циолковского
Безупречным, с точки зрения научного подхода стала ещё одна немая картина советского кинематографа - "Космический рейс" киностудии "Мосфильм" (режиссер Василий Журавлев), снятая в 1936 году. Это один из выдающихся научно-фантастических фильмов периода немого кино. Сценарий был написан при участии Константина Циолковского, для съёмок учёный подготовил более 30 чертежей ракетоплана.

"Дорогу к звёздам" путали с документальным фильмом
За 4 года до полета Гагарина, в 1957 году был снят прорывной фильм "Дорога к звёздам" Павла Клушанцева – режиссёра, оператора, писателя, внесшего неоценимый вклад в развитие научно-фантастического кино. В фильме рассказывается о деятельности Циолковского и развитии космонавтики в будущем, изображён первый в мире полёт человека в космос и первый полёт человека на Луну. Создателей ленты консультировал учёный Михаил Тихонравов – в фильме есть эпизод с реально проведенным в 1933 году запуском первой советской ракеты его конструкции. В дальнейшем эти художественные кадры часто использовали как документальную съёмку, настолько достоверно все было изображено. Невесомость в “Дороге к звёздам” имитировали двумя способами. В первом актера закрепляли на стальном тросе со специальным противовесом. Благодаря этому человек мог свободно вращаться, при этом перекрывая трос своим телом, чтобы тот не попал в кадр. А оператор с камерой находился на двухэтажной тележке, нижняя часть которой каталась по рельсам, проложенным на полу, а верхняя с оператором и съемочным аппаратом - на поперечных рельсах, установленных на нижней тележке. При движении двух тележек получался эффект движения аппарата в стороны, вверх-вниз и по кругу. Также были применены специальные съёмки "в барабане". В воспоминаниях режиссёра Павла Клушанцева это описывается так: "Декорация кабины корабля вместе с осветительными приборами и оператором со съёмочным аппаратом... была заключена в большой барабан. Мы всей группой сообща катали этот барабан по полу ателье. При этом в поле зрения съемочного аппарата кадр и свет оставались постоянными, а направление силы тяжести менялось. Актер мог идти по полу, потом по стене, по потолку и тому подобное. За ним "с удивлением" следил второй актер, накрепко привязанный к креслу”.

"Планета бурь": птеродактиль и сумасшедший робот
Ещё один фильм Клушанцева "Планета бурь", вышел как раз в год полёта Гагарина. По сюжету советская экспедиция отправляется на Венеру, где один из трёх кораблей гибнет. Эта картина внесла огромный вклад не только в отечественную, но и мировую кинофантастику. Создатели использовали комбинированные съёмки - передовую на тот момент технологию. В фильме есть плотоядный цветок, динозавр, птеродактиль, сошедший с ума робот, показаны извержение вулкана и погружение на морское дно на Венере. Что на тот момент не могло не поразить воображение зрителей. Одна из находок фильма "Планета бурь" (1961) – это вездеход, "экипаж без колес, скользящий по воздуху над землей". Чтобы создать иллюзию движения аппарата, его крепили на стреле специально изготовленного крана. Кран размещали на тележке, которая каталась по рельсам. Съемка всегда проводилась рядом с естественным или искусственно созданным обрывом, чтобы скрывать оборудование и съемочную группу. От камеры кран заслонял сам вездеход. Для дальних планов был изготовлен тридцатисантиметровый макет с куклами внутри.

Изображение невесомости в "Космическом рейсе"
Специальные технические средства для изображения невесомости были впервые применены в немой картине "Космический рейс" (1936). Вначале в декорации космического корабля построили специальную площадку, которая могла свободно двигаться в разных направлениях - по горизонтали и вертикали. На ней размещались оператор и актер. Так получилось отснять средние и крупные планы на движущемся фоне. Чтобы показать полностью фигуру в невесомости использовали поворотную платформу, на которой вместе с камерой вращался фон, а человек оставался неподвижным, вися на специальном тросе.
В фильме "Космический рейс" иллюзию межгалактического пространства создавали с помощью черного бархатного полотна площадью 400 м², которое закрепили на деревянной раме. В роли звезд выступали 2500 осветительных лампочек различной мощности. Для изображения поверхности Луны специальные деревянные конструкции обтянули бледно-серой мешковиной. А чтобы изобразить "воробьиные прыжки" на поверхности Луны, пригласили циркачей, которых подвешивали при помощи струн.

"Москва-Кассиопея"
В фильме про подростков в космосе "Москва-Кассиопея" (1974) режиссера Ричарда Викторова создателям впервые в истории кино удалось показать в кадрах с невесомостью сразу трех человек. Для этого был построен 18-метровый "коридор звездолёта". Декорация размещалась на роликовых опорах и вращалась вокруг своей оси, камера при этом закреплялась неподвижно. Первого астронавта закрепляли с помощью специального корсета. Когда в кадр входил второй астронавт, коридор начинал вращаться. Актер в реальности перемещался по горизонтальной поверхности, но зрителям казалось, что он передвигается по стенам и потолку. Чтобы изобразить третьего астронавта в свободном полете, когда он вообще не касается стен и пола, его пристегивали к неподвижной стальной трубе, которой в кадре не видно - ее актер закрывал своим телом.

"Через тернии к звездам"
В другом фильме Викторова "Через тернии к звездам" (1980) о неземной девушке Нийе сцены невесомости были созданы в бассейне. Для подводных съемок разработали гидроизолированные осветительные приборы, а вместо скафандров использовали акваланги. Актеров при этом снимали вниз головой, чтобы пузырьки воздуха, поднимаясь к поверхности воды, фактически уходили к ногам, таким образом не попадая в кадр.

"Солярис"
Макет ракеты в философской притче Андрея Тарковского "Солярис" (1972) позаимствовали на военном полигоне, доработав её в стиле супрематизма. Ракета взлетала на специальных тросах. Японский режиссер Акира Куросава, который был на "Мосфильме" в момент съемок, оставил такие воспоминания: "Декорация орбитальной станции была очень хорошо сделана и стоила огромных денег, потому что была вся из дюралюминия. Она сверкала холодным серебристым светом, кое-где помигивали красные, синие и зеленые лампочки приборов, которыми была заполнена станция. С двух дюралюминиевых рельс на потолке коридора свисало небольшое колесо камеры, которая могла свободно перемещаться по станции…".
Разумный Океан, поверхность планеты Солярис, был создан с помощью комбинированной съёмки и химических экспериментов. Здесь использовался метод ФОКАЖ (форма, образованная контактом активных жидкостей), придуманный Борисом Травкиным. Это съёмка физических и химических процессов с целью получения разнообразных визуальных эффектов. Смешивая фактически в тазу в разных пропорциях ацетон, красители, алюминиевые опилки и кислоту, создатели подобрали нужную фактуру океана, придав зрелищу таинственности с помощью специального освещения.
Любопятно, что образы городов будущего часто снимали в Токио. Этот приём применялся и в фильме "Солярис", и в картине "Лунная радуга" (1983, реж. Андрей Ермаш).

"Кин-Дза-Дза!"
Для изображения пепелаца - летательного аппарата обитателей планеты Плюк в фантастической комедии "Кин-Дза-Дза!" (1986) режиссера Георгия Данелии было изготовлено три макета: в натуральную величину, в масштабе 1:12 и макет размером с детскую игрушку. Самый большой аппарат, в котором снимали актеров, создали на оборонном заводе из топливного бака настоящей баллистической ракеты. Сверху его покрыли полиуретаном и решили немного обжечь паяльной лампой. Но полиуретан вспыхнул. Пепелац удалось потушить, но именно из-за пожара он получился таким ободранным. Говорят, что после съемок его так и оставили в туркменской пустыне.

Реальные съемки в фильме "Укрощение огня"
Для создания наиболее достоверных фильмов о космосе не только привлекались ученые, инженеры, художники. Бывали случаи использования реальных кадров вместо спецэффектов. Так, для фильма "Укрощение огня" (1972, реж. Даниил Храбровицкий) о становлении и развитии советского ракетостроения съёмочной группе позволили снять настоящие старты ракет на сверхсекретном космодром Байконур. До этого их не показывали даже в документальных фильмах. Перед началом работы над фильмом были вычислены точки съёмок, чтобы в объектив не попадали секретные объекты. Но операторы не удержались и ради выразительного кадра отсняли ряд непонятных устройств. В результате кураторам пришлось вырезать и уничтожить около 1 000 метров плёнки. Руководителям фильма не удалось отстоять ни один лишний кадр.

"Возвращение с орбиты"
В ленте "Возвращение с орбиты" (1983, реж. Александр Сурин) производились настоящие съемки в космосе - на станции "Салют-7" и корабле "Союз Т-9". Кроме того, в фильм вошли кадры испытаний системы аварийного спасения экипажа корабля "Союз".