Шоу-бизнес

Борис Акопов: Снимать про наше время сложнее, чем про 90-е

Интервью с режиссёром лучшего фильма "Кинотавра"
Борис Акопов: Снимать про наше время сложнее, чем про 90-е
Кадры из фильма "Бык". Фото WDSSPR
Кадры из фильма "Бык". Фото WDSSPR
Кадры из фильма "Бык". Фото WDSSPR
Кадры из фильма "Бык". Фото WDSSPR1/2

Завтра в кинопрокат выходит драма "Бык", дебютная работа Бориса Акопова, которая стала победителем "Кинотавра". Мы поговорили с режиссёром о детстве, современных героях и о любви к балету.

События фильма разворачиваются в провинции в 1997 году. В маленьком городке заправляют криминальные группировки, разборки между которыми выливаются в страшные кровавые потасовки. Главный герой Антон Быков (по прозвищу Бык) вместе с друзьями пытается заработать на приличную жизнь, промышляя воровством и рэкетом. Но однажды Антон переходит дорогу не тем парням, и будущее его и всей его семьи оказывается под угрозой.

Как правило, дебютные фильмы режиссёры посвящают очень личным темам.

Так и есть. Ведь все мы родом из детства. И, наверное, всем нужно вернуться туда, где ты формировался как человек. Для меня это 90-е. Мои первые воспоминания, первые сознательные ощущения от жизни. В то же время я старался снять кино, которое сам захотел бы посмотреть как зритель.

Вы снимали реальную историю?

Нет, история придуманная. Персонажи все реальные, но они взяты мной из разных источников, разных обстоятельств, и в настоящей жизни они никогда не пересекались. Например, Быка я отчасти списал со своего соседа, про каких-то героев мне рассказал отец, который одно время работал следователем.

Судя по фильму, детство у вас было непростым

Возможно, но для меня как для ребёнка всё было по кайфу. Даже какие-то ужасные вещи, которые случались на моих глазах, мне казались наоборот интересными и крутыми, потому что для меня другого мира и не существовало. Это сейчас я понимаю, что окружение у меня было маргинальным и суровым. И мне было важно показать картину с двух точек зрения – детской и объективной взрослой.

Практически все, кто посмотрел кино, восхищаются передачей атмосферы того времени. Сложно было воссоздать ушедшую эпоху, настроение?

Мы долго готовились, искали подходящий город. Потому что Балашиха, в которой я рос, сегодня уже не похожа на Балашиху 90-х. Ездили в Ярославль, Тулу, Новомосковск. Про наши поиски можно отдельный фильм снимать. У нас был древний «фольксваген», который отец нашего оператора купил в Польше как раз в 90-х. Абсолютно разбитая машина с дырами в полу. Отовсюду дуло, было очень холодно, но весело. В итоге снимали мы в Твери, где я нашёл нужную атмосферу энтропии, умирания. 

Как думаете, почему 90-е сегодня так популярны у режиссёров?

Это время, богатое на драму, фактуру, героев. После 70 лет одного строя случилась жёсткая ломка общественного сознания, последствия которой, пожалуй, мы переживаем до сих пор. Наверное, и невозможно было по-другому – без боли и потерь. Последняя смута, очень важная эпоха, которую нужно понять, проанализировать, осознать. С другой стороны, снимать про сегодняшних героев намного сложнее, как мне кажется. Чтобы понять наше время, надо чуть-чуть от него отстраниться, отойти, чтобы лучше рассмотреть.

Вы посвятили картину родителям

Я хотел выразить им свою признательность, потому что они не дали мне повторить судьбу многих моих одноклассников. Когда мне было 8 лет, родители буквально выдрали меня с улицы и отдали в балетную академию. Я был дворовым пацаном, поэтому сначала сильно сопротивлялся, но теперь благодарен. Хотя... Из-за балета я весь переломанный – у меня травмирован каждый отдел позвоночника.

Вы поэтому и оставили балет?

Так скажем, это была добивающая причина, но не единственная. Какое-то время я очень любил балет, хотел чего-то добиться на этом поприще. После академии работал в Кремлёвском балете, когда там ставил Юрий Григорович. Это было непередаваемое счастье – танцевать в его спектаклях.

Вы и в Большом театре работали

Я отработал в Большом полгода, и на сцену выходил всего два раза. Я никогда не был солистом, танцевал только в кордебалете. В какой-то момент понял, что это закат моей балетной карьеры. И поступил во ВГИК.

Не хотите снять кино про балет? Это же тоже тема, богатая на фактуру

Хочу и давно планирую. Но только это будет документальный фильм. Мне бы хотелось сыграть на контрасте представлений о балете, как о мире чистоты и красоты, и реальности – показать молодых парней, которые живут земной жизнью, любят развлекаться. Я хорошо помню свои гастроли, когда за 70 дней у тебя нет ни одного выходного. Я видел, как люди с ума сходили, спивались, создавали семьи, разводились, устраивали дебоши. Я бы снял кино о балете в стиле «На игле» Дэнни Бойла (смеётся).