Шоу-бизнес

Дмитрий Давыдов: Односельчане обижаются, если не беру их в кино сниматься

Metro поговорило с режиссёром о его фильме "Пугало"
Дмитрий Давыдов: Односельчане обижаются, если не беру их в кино сниматься
Режиссёр Дмитрий Давыдов. Фото пресс-служба "Кинотавра"
Режиссёр Дмитрий Давыдов. Фото пресс-служба "Кинотавра"
Кадр из фильма "Пугало". Фото Скриншот Youtube
Режиссёр Дмитрий Давыдов. Фото пресс-служба "Кинотавра"1/2

Одной из сенсаций 31-го кинофестиваля "Кинотавр" стала картина "Пугало" от молодого режиссёра из Якутии, которая на данный момент лидирует в неофициальном рейтинге кинокритиков. Metro поговорило с Дмитрием Давыдовым о его удивительном фильме, о человеческой природе и съёмках без бюджета

События фильма "Пугало" разворачиваются в маленьком селе. Главная героиня – местная знахарка, которая заговаривает хвори и излечивает раны. Люди принимают её помощь, а потом плюют в спину и проклинают, когда она идёт по улице.

Кадр из фильма "Пугало".
Скриншот Youtube
Кадр из фильма "Пугало".

Как появилась эта история?

Я её довольно давно придумал, лет 8 назад. Показалось интересным рассказать о женщине лет за 40, которая обладает даром лечить людей. В молодости она родила ребенка, но отказалась от него, потому что поняла – если оставит, то её дар (или проклятье) исчезнет, и она не сможет помогать другим людям. Это человек, который постоянно отдаёт.

Выглядит она не слишком привлекательно, вечно пьяная…

Она просто очень устала от людей, потому что к ней постоянно приходят, приходят, и она себя отдаёт, отрывает, впитывает чужие болезни. Усталость копится, поэтому она пьёт, пытается забыться.

Почему люди так злы к ней? Сначала приходят за помощью, а потом унижают, стёкла бьют

Потому что они её не понимают. Она вроде бы с ними живёт в одном селе, но постоянно пытается от людей скрыться, может вести себя грубо. Она странная, а у людей есть страх перед непонятным. Когда я придумывал историю, то у меня в голове был образ женщины, которая ото всех отгораживаются, а окружающие злятся и избивают её.

В кадре часто возникает очень интересный музыкальный инструмент. Что это такое и какую роль он играет?

Это якутский инструмент, называется кырыымпа. Немного похож на скрипку. Вся музыка в фильме записана на нём. Мне было интересно его использовать, потому что это редкий инструмент. Героиня постоянно пытается играть на нём, для неё это как способ общения с другими людьми. А потом она получает этот инструмент в подарок и понимает, что играть на нём не сможет и возвращает обратно. Она пыталась общаться, но в конечном итоге понимает, что останется одна. Она и хочет быть с людьми и желает, чтобы все оставили её в покое. Не уверен, что у меня получилось передать всё задуманное, если честно. При монтаже пришлось многие сцены выкинуть.

Почему?

Что-то лишним показалось, где-то был брак. Мы снимали зимой, и иногда камера замерзала, давала плохую картинку. Плюс у нас же все актёры – простые люди, и бывали накладки. В фильме была большая сцена с массовкой – человек 15 стариков, которые приходят к героине. Пришлось её убрать, потому что кто-то из актёров смотрел в камеру. Жалко, конечно.

Работа с непрофессиональными актёрами – это осознанный выбор или вынужденный?

У меня очень маленький бюджет, поэтому профессиональных актёров снимать просто нет возможности. С другой стороны, очень интересно работать с простыми людьми, брать образ и искать знакомых, которые бы подходили под него.

Актрису на главную роль долго искали?

Я тоже искал сначала среди знакомых, но таких не оказалось, потом стал искать уже по всей Якутии. Так нашёл Валентину, она – музыкант, играет на народных инструментах. Посмотрел, как она выступает, подумал, что эта роль ей подходит. Позвонил, она очень легко согласилась.

Выбор более чем удачный, от неё глаз не оторвать. А остальные актёры как нашлись?

Это мои односельчане. Я же уже не первый фильм так снимаю. Уже даже обижаются многие, что, мол, снял фильм, а меня не позвал. (Смеётся).

С непрофессиональными актёрами, наверное, приходится долго репетировать, готовить их?

Нет. Я объясняю, что нужно делать, и мы сразу снимаем. Дело ещё в том, что у меня нет камеры, звука. В Якутии всё оборудование старое, поэтому приходится арендовать, привозить из Москвы. Это дорого, поэтому очень мало времени для съёмок. Этот фильм мы сняли дней за 10.

Это очень грустно слышать. Оба ваших первых фильма попадали на международные кинофестивали. Казалось бы, таких режиссёров государство должно поддерживать…

Помощи от государства пока нет. И у меня пока нет связей, знакомств, чтобы подавать заявки на поддержку от Фонда кино. Там, видимо, своя тусовка…

Вы хотели бы переехать в Москву, снимать для большой студии?

Нет. Я понимаю, что могу снимать у себя дома, а если уеду в Москву, то может ничего не получится. У меня семья, дети. У меня есть основная работа, дома я могу обеспечивать свою семью. И мне всё-таки интересно снимать своё кино по своим сценариям.

Если я не ошибаюсь, у вас нет профессионального режиссёрского образования, и ваша основная работа – учитель в школе?

Да, я продолжаю работать учителем начальной школы. Я хочу полностью уйти в кино, но пока не могу. Рассчитываю, что у "Пугала" будет прокат в Якутске следующей весной, что-то заработаю, сниму следующий. И может будет полегче.

Как вы начали снимать кино?

Какое-то время я руководил школьным клубом, и мы там решили снять короткометражный фильм. Просто занять детей хотел. У нас получилось, стали снимать ещё. Потом я ушёл из клуба и решил, что могу снимать и настоящее кино. И попробовал. Не знаю, получается у меня что-то или нет. Но хочется снимать так, чтобы и мне было интересно, и зрителям.