Николай Цискардизе: “Нужно постоянно себя преодолевать”

В рамках рубрики "БУКВАльно" Metro устроило необычное ассоциативное интервью с премьером Большого театра, ректором Академии Вагановой, народным артистом России Николаем Цискаридзе

Николай Цискаридзе. Фото Соцсети.
Николай Цискаридзе. Фото Соцсети.
Николай Цискаридзе. Фото из личного архива.
Николай Цискаридзе. Фото из личного архива.

Мы предложили Николаю выдать первую ассоциацию на каждую букву из последнего слова в названии возглавляемой им Академии – "Вагановой". Читайте и смотрите, как он разложил его по буквам

В – воля

– Наверное, воля потому, что моя профессия связана с тем, что нужно постоянно себя преодолевать, свою бесконечную лень, которая свойственна моему характеру, моему происхождению: я на 75% грузин, гуриец, а гурийцы – это люди, которые любят понежиться и ничего не делать. Но слава богу, что у меня есть 20% французской крови. А эта нация очень расчётлива. Это меня и спасает. Но на самом деле я лентяй. Поэтому воля встать, воля сделать, воля добиться, воля преодолеть. Я очень люблю стихотворение Киплинга "Если...". И в переводе Маршака там есть такие слова: "Всё проиграть и всё начать сначала (...) и только воля говорит: "Держись!"

А – анимация

– Я очень люблю мультики. И когда у меня плохое настроение, я всегда смотрю анимационное кино. Просто я знаю, что мне это надо, чтобы моментально исправить себе настроение. Раньше у меня было очень много дисков, а сейчас я включаю YouTube и смотрю мультики. Наши, русские, советские. "Карлсон", "Просто-квашино", "Снежную королеву". Поверьте, через пять минут вы забудете про все свои переживания.

Г – гнев

– Наверное, потому что я грузин, я очень вспыльчивый человек и много лет учусь собой владеть. Моя мама мне всё время повторяла строки из Пушкина, из встречи Онегина с Татьяной: "Не всякий вас, как я, поймёт, к беде неопытность ведёт. Учитесь властвовать собою". Вот я уже почти 49 лет и пытаюсь этому научиться.

А – академия

– Это учебное заведение, которым я руковожу десятый год. Это удивительное место, откуда берёт начало всё серьёзнейшее образование в нашей стране в области культуры. История этой школы связана почти со всеми моими педагогами. Я удивлён, что мне выпала в жизни судьба стать её руководителем. Марина Тимофеевна Семёнова, мой педагог, главная советская балерина, первая выпускница Вагановой, в какой-то момент мне сказала: "Ты знаешь, ты должен вообще возглавлять весь балет в России. Но хорошо бы тебе сначала спасти школу". Это было сказано в конце 90-х на гастролях в Японии. Я никогда не мог себе представить, что это реализуется.

И второй момент, очень смешной. В 2003 году, когда отмечалось 300-летие Петербурга, было 95 лет Марине Тимофеевне. И мы снимали фильм. Я был ведущим. У нас было несколько локаций, где я должен был произносить текст, в том числе в Академии. И когда мы уже приехали к Академии, я был очень уставшим и оператор меня спрашивает: "Коль, ты что такой грустный?" Я говорю: "Нам ещё идти туда, в здание школы, а мне так не хочется, нас так там не любят, – имея в виду москвичей. – Там все такие нелюбезные". А он говорит: "Коль, не бери в голову, ты ими ещё руководить будешь". И я рассмеялся. И когда я стал ректором, они мне подарили клип с разными моими оговорками, и там были эти закадровые слова, произнесённые тем оператором. Видимо, в судьбе было так заложено и оно реализовалось.

Николай Цискаридзе.

Николай Цискаридзе.

из личного архива.

Фото:

Н – Николай

– Это моё имя. В честь этого святого был назван мой дедушка, и в честь него назвали меня. Мама очень любила это имя, и я безумно люблю. Дома меня все называли Никой. Ника – это победа, Николай – это победитель народов. Мне с детства объяснили смысл этого имени. Когда я немного подрос, мне рассказали, что Святой Николай – это Санта-Клаус, что отчасти это Дед Мороз, что это самый добрый святой. Для меня это имя очень много значит, я безумно счастлив, что меня так назвали. Вот иногда смотришь на человека и понимаешь, что он совсем не соответствует своему имени. Мне повезло.

О – остров

– Я живу на острове в Петербурге. Я обожаю Венецию, это тоже острова, и я люблю отдыхать на море, и чем меньше там народу, тем лучше. Я с детства говорил, что лучше, чем у Робинзона Крузо, жизни не придумаешь. Мне в принципе достаточно, чтобы там был интернет. Остальное я сделаю.

В – вино

– Вино – потому что опять-таки я из Грузии. Меня с детства приучали к застольям, давали красное вино. Во-первых, потому что домашнее вино с не очень большим градусом очень полезно для крови и ребёнок хорошо спит. А после трагедии в Чернобыле, я помню, мне давали побольше, чем обычно. Потому что, не дай бог, радиация – мама этого очень боялась. Во-вторых, на Кавказе мальчиков с детства приучают сидеть за столом, употреблять спиртное в небольших дозах, чтобы никогда к этому не было ни тяги, ни интереса. Мне никогда не было интересно. Я вино всегда воспринимал как лекарство, которое надо выпить. И я не могу сказать, что оно мне очень нравилось в детстве. Да и сейчас очень редко, чтобы мне понравилось. Я люблю очень пряные вина. Есть "Шато шеваль блан" – такие вина очень недешёвые, но вкус, конечно... Понятно, почему оно стоит несколько тысяч евро бутылочка.

О – образ

– Это то, чем я был занят всю свою жизнь. Мне никогда не понравился бы балет, если бы это были просто подёргивания. Мне не хотелось заниматься спортом, потому что там не было творческой составляющей. Мне хотелось быть артистом. Так ещё получилось, что в хореографическое училище принимали раньше, чем в театральное – в театральное в 18, а в хореографическое – в 10 лет. А я так хотел на сцену, поняв, что хоть таким образом можно на неё пролезть. Я маму уговорил отвести меня поступать в хореографическое училище. А оказалось, что у меня есть способности. Я не любил концерты, где надо исполнять кусочки, я всегда любил танцевать спектакль, создавать какой-то образ.

Й – йод

– На букву Й очень мало слов, но первое, что приходит на ум, – это, конечно, йод, потому что им приходилось очень много смазывать раны, делать сеточки. Когда я сейчас смотрю на детей – они едут с горки на шикарных роликах-сапожках, на них наколенники, на голове что-то надето, на локтях, – вспоминаю, как мы привязывали эти ролики. Не было ни дня, чтобы у меня не были сбиты коленки, не были порваны штаны. Если можно было на чём-то откуда-то съехать, я съезжал. Если можно было куда-то залезть, я залезал. Йод и зелёнка – это были мои лучшие друзья, потому что я прибегал и няня сразу мне всё дезинфицировала, промывала и смазывала. Но всё это было до балета, до 10 лет. После я уже стал себя беречь. Хотя, вообще, я был очень резвым ребёнком, очень шаловливым, и для меня высота стены не являлась препятствием – я всегда находил способ перелезть. Мне, наверное, балет этим и лёг, что он компенсировал мою неусидчивость, но забрал очень много сил. Но, с другой стороны, в моей добалетной жизни было очень много приключений. А балет – это рутинная работа. Потому я и сказал на первую букву: "воля", потому что здесь воля очень сильно нужна.

Показать комментарии